Введение
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в
период реформ, которые коснулись всех сфер жизни
общества. На наших глазах изменились многие
принципы жизни общества, появились новые
идеологические основы функционирования,
устройства, развития государства.
Принятие Декларации о государственном
суверенитете 12 июня 1990 г. стало отправным
пунктом в начале работы по подготовке новой
российской Конституции. Однако в связи с
конфронтацией между законодательной и
исполнительной властью решение вопроса о
принятии новой Конституции России все время
откладывалось, что породило в стране
конституционный кризис.
Соответственно, основной целью данной работы
является характеристика основных этапов
разработки проекта новой Конституции России и ее
принятия путем всенародного голосования на
референдуме 12 декабря 1993 г.
В рамках данной работы будут рассмотрены
политико-правовые причины изменения основ
российской государственности, определены главные
этапы трансформации Основного Закона РСФСР (1978
г.) с 1989 по 1992 г.
Будет охарактеризована деятельность специально
сформированных для разработки проекта новой
Конституции России конституционной комиссии и
конституционного совещания, деятельность которых
сопровождалась нарастающими противоречиями между
Президентом РФ и депутатским корпусом.
Конституционный кризис в сентябре – октябре 1993
года, приведший к противостоянию властей и
кровавым событиям 3 – 4 октября в Москве, также
требует своего отражения в данной работе.
Кроме того, в заключении работы необходимо
рассмотреть особый порядок принятия новой
Конституции России в декабре 1993 года путем
проведения референдума одновременно с выборами в
Государственную Думу и Совет Федерации РФ.
В качестве основополагающих источников в
курсовой работе будет использована Конституция
Российской Федерации, постатейные комментарии к
Конституции РФ под редакцией Кудрявцева Ю. В. и
под редакцией Окунькова Л. А., учебник
"Конституционное право" под редакцией М. В.
Баглая и Б. Н. Габричидзе, а также ряд других
источников по конституционному праву и истории
конституционализма в России.
Политико-правовые причины изменения основ
российской государственности
Необходимость разработки и принятия в России
новой Конституции была объективно обусловлена
целым рядом причин, вызванных, в первую очередь,
принципиальными изменениями в жизни российского
общества в конце 80-х – начале 90-х гг.
Апрель 1985 года положил начало медленным,
осторожным реформам, направленным на частичное
обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех
последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию,
сложившуюся в России в конце 50-х годов 19 века.
Тогда потребность в частичной модернизации
режима была осознана в результате поражения в
Крымской войне, которая продемонстрировала всему
миру, как далеко отстала Российская империя от
других европейских держав за время, прошедшее
после триумфальной победы ее над наполеоновской
Францией.
С момента начала перестройки в стране
действовала Конституция, принятая в 1978 году
Верховным Советом РСФСР, в соответствии с
господствовавшей тогда концепцией тоталитарного
государства. Права и свободы граждан
закреплялись в отрыве от международных
стандартов и подчинялись целям
"коммунистического строительства". Государство
объявлялось "советским" и "социалистическим", но
не правовым. Этому соответствовал и механизм
государственной власти, который игнорировал
принцип разделения властей, необходимость
сильной исполнительной власти, независимое
правосудие.
Конституция с таким содержанием сразу стала
резко входить в острое противоречие с процессами
перестройки, начавшимися в 1985 году.
Во-первых, с момента начала проведения в СССР
процесса реформ, так называемой "перестройки",
однопартийная система постепенно
трансформировалась в полисубъектную
многопартийную политическую систему.
Это создало совершенно новые условия для
реализации гражданами своей политической воли,
привело к образованию широкой сети политических
партий и общественных движений.
Во-вторых, плановая экономика, основанная на
монопольном положении государственной
собственности и сверхцентрализованном
государственном управлении, стала активно
замещаться рыночными экономическими отношениями.
Это способствовало формированию многосекторной
экономики, обеспечивало свободу всем участникам
хозяйственной деятельности, раскрепостило
частную собственности граждан. Важнейшими
признаками утверждающейся рыночной экономической
системы являются равноправие всех форм
собственности и их равная юридическая защита,
свобода предпринимательства и торговли,
свободный труд в соответствии с физическими и
духовными способностями личности, поощрение
разумной частной активности и деловой
конкуренции.
В-третьих, характерное для советского периода
общественного развития господство одной
официальной идеологии (коммунистического
мировоззрения) уступило место идеологическому и
религиозному плюрализму, на основе которого
стала утверждаться свобода мысли и слова,
получила развитие гласность.
В-четвертых, кардинально изменился
государственно-правовой статус Российской
Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР
с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию
о государственном суверенитете, провозгласив
себя суверенным и независимым государством,
полноправным субъектом международного права. Это
привело к тому, что Россия как суверенное
государство получила членство в таких
организациях, как Организация Объединенных
Наций, Международный Валютный Фонд и др.
В-пятых, принципиально модифицировалась
государственно-правовая природа России как
федеративного государства. Она перестала
существовать как федерация, основанная на
автономии, и стала развиваться как
конституционная федерация с равноправными
субъектами.
В конечном итоге, новый этап конституционного
развития российского общества был обусловлен
принципиально важными крупномасштабными
реформами, которые начались в СССР и РСФСР в
середине восьмидесятых годов и закончились тем,
что сформированный на основе свободных выборов I
Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию
о провозглашении России самостоятельным
суверенным государством.
Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) в
1989 – 1992 гг.: основные этапы
Глубокие перемены общественного строя после
начала в 1985 году процесса перестройки в СССР и
Российской Федерации, особенно после провала
августовского путча 1991 года, распад СССР не
могли не отразиться на содержании Конституции
РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно
менялась. Процесс реформирования, начавшийся в
1989 году, шел по линии постепенного изменения,
прежде всего, ее сущностных характеристик.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации
всех сторон жизни общества, в правовой форме в
РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и
дополнениях Конституции (Основного Закона)
РСФСР", и "О выборах народных депутатов в
РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих
законов существенно изменилась система органов
РСФСР и порядок выборов народных депутатов.
В качестве высшего органа государственной власти
учреждался Съезд народных депутатов в составе
1068 депутатов, который избирал тайным
голосованием Верховный Совет — постоянно
действующий законодательный, исполнительный,
распорядительный и контрольный орган РФ. Причем
впервые за всю историю конституционного развития
России, Верховный Совет стал двухпалатным
органом. [5, 41] К исключительному ведению
Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том
числе и принятие Конституции РСФСР, внесение в
нее изменений и дополнений.
Новый избирательный закон, хотя и не
предусматривал обязательной альтернативности
выборов, тем не менее, открыл своими нормами
полный простор для возможностей ее реализации,
что и было осуществлено в практике первых
свободных выборов. Объективно и неотвратимо
назревшая, накопившаяся за годы застоя
потребность перемен достигла своей критической
точки и первоначально выразилась в требованиях
реформирования союзной федерации. Это
происходило в остром противоборстве союзных и
республиканских властей.
Дальнейшее реформирование Конституции России
осуществлял Съезд народных депутатов. В этом
процессе могут быть выделены следующие
тенденции: постепенные изменения сущности
конституции как классовой, советской,
социалистической, переход на принципы
общедемократического характера, воплощение в ней
воли всего народа.
В этом плане также следует отметить поэтапные
изменения Конституции, выразившиеся в следующих
нововведениях:
· отказ от характеристики государства как
социалистического и советского, определение его
как суверенного федеративного;
· постепенно были сняты и такие
определения, как "социалистическая
собственность", "социалистическая демократия",
"социалистическая законность" и т. п.;
· исключены положения о строительстве
коммунизма как цели общества;
· устранены из Конституции положения о
коммунистической партии-ядре политической
системы;
· произошло коренное изменение содержания
ст. 6, означающее
§ конституционные признаки
многопартийности;
§ признание приоритета прав человека и
граждан;
§ признание частной собственности,
защищаемой государством наряду с другими формами
собственности;
§ отказ от признания государственной
собственности в качестве основной;
§ допущение свободы экономической
деятельности.
Все названные, а также ряд других изменений
Конституции, свидетельствовал о постепенном
преобразовании ее сущности. С распадом СССР
Конституция РФ приобретает иное сущностное
свойство. Это уже была не Конституция субъекта
Федерации, а Конституция независимого
самостоятельного государства.
В основном, процесс ее реформирования пошел по
пути внесения многочисленных поправок в
действующую Конституцию. В связи с этим
Конституция приобретала противоречивый характер.
Одни ее нормы противоречили другим. Эта
несогласованность являлась правовой основой
ожесточенного противостояния и противоборства
законодательной и исполнительной властей, высшей
точкой явились события в октябре 1993 года,
разрешившиеся роспуском Съезда и Верховного
Совета. Налицо был не только политический, но и
конституционный кризис в России.
В этих условиях принятие новой конституции
должно было явиться той основой, которая могла
бы способствовать установлению необходимой
стабильности в обществе.
С учетом поправок 1989 – 1992 гг. Конституция
Российской Федерации приобрела принципиально
новые черты: отказ от социальной модели
общественного развития, монопольного положения
КПСС в политической системе, признание идеологии
плюрализма, концепции разделения властей.
Из официального названия страны и республик в
составе РФ были исключены определения
"советская", "социалистическая", что означало
признание несостоятельности социалистической
модели развития. Были узаконены политический
плюрализм, многопартийность и равноправие форм
собственности, в том числе частной. В
соответствии с теорией разделения властей
проводилась реорганизация институтов
государственной власти (были учреждены институт
Президента РФ, Конституционный суд РФ),
расширялись права местного самоуправления,
обновлялась избирательная система.
В Конституцию была инкорпорирована Декларация
прав и свобод человека и гражданина, принятая 22
ноября 1991 г. Открылись возможности для
свободного создания политических партий и
общественных движений, что существенно изменило
политическую жизнь, но не привело в то время к
созданию крупных влиятельных партий.
Принятие 12 июня 1990 года Декларации о
государственном суверенитете России стало
решающим пунктом в начале работы по подготовке
новой российской Конституции. Была создана
Конституционная комиссия, но страна продолжала
жить по старой конституции, статьи которой
расходились с проводимыми преобразованиями.
Чтобы устранить несоответствия, вносились
изменения, дополнения, влиявшие на ее
содержание. Массовое и спешное внесение поправок
в конституционный текст порождало в нем
рассогласованность статей и противоречивость
идей.
Конституция сохраняла обязанность
государственных и общественных организаций,
должностных лиц соблюдать Конституцию уже не
существующего СССР и законы СССР, а также старый
герб с его девизом "Пролетарии всех стран
соединяйтесь!".
Форма правления оставалась крайне рыхлой и
неопределенной — не президентской и не
парламентской. Отсутствовал ясно изложенный
принцип разделения властей между законодательной
и исполнительной властью — напротив, действовал
формально присущий советской власти принцип
всевластия Советов с полной подконтрольностью им
исполнительной власти. Юридическое
несовершенство механизма государственной власти
сказывалось тем пагубнее, что в стране усилилась
острая поляризация политических сил. В самом
парламенте борьба двух тенденций —
реформаторской и оппозиционной — постоянно
порождала осложнения и кризисы.
В обстановке острого противостояния в
Конституцию была введена антиконституционная по
духу статья 121*, согласно которой в случае
роспуска или приостановления деятельности любых
законно избранных органов государственной власти
полномочия Президента подлежали немедленному
прекращению [7, 85]. Верховный Совет имел, по
Конституции, необычный парламентский статус: он
был "органом Съезда", а следовательно, нарушался
принцип верховенства парламента, но в то же
время он был "законодательным органом,
распорядительным и контрольным органом
государственной власти РСФСР", что позволяло ему
вторгаться в прерогативы исполнительной власти и
полностью ее контролировать.
Закрепленная Конституцией необычная для
цивилизованного государства двухзвенная
структура высших органов законодательной власти
(Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии
какой-либо ответственности депутатов перед кем
бы то ни было нарушала принцип прямого избрания
парламента, что обусловило расщепление единой по
своей природе законодательной функции. Такой
парламент, к тому же раздираемый острейшими
политическими противоречиями, постепенно
становился тормозом политических и экономических
реформ.
В конечном итоге, все это требовало
незамедлительного начала работ по составлению,
рассмотрению и принятию проекта новой
конституции России.
Формирование и деятельность конституционной
комиссии
Необходимость принятия новой Конституции была
осознана всеми политическими силами еще в ходе
принятия Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.
В целях разработки нового проекта Конституции на
I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года)
была образована Конституционная комиссия,
председателем которой стал Б. Н. Ельцин (тогда
председатель Верховного Совета Российской
Федерации). В состав комиссии вошли
представители всех республик, краев, областей,
национальных автономий (102 человека). Тем не
менее, страна продолжала жить по старой
конституции, статьи которой существенным образом
расходились с проводимыми в стране
преобразованиями. Чтобы устранить эти
несоответствия, в редакцию старой конституции
по-прежнему вносились определенные изменения и
дополнения, оказывающие влияние на ее
содержание. Подобное массовое и спешное внесение
поправок в конституционный текст порождало в нем
рассогласованность статей и противоречивость
идей.
Поначалу работа комиссии проходила довольно
быстро, и уже через четыре месяца проект новой
конституции был готов. Этот первый проект новой
Конституции России, одобренный Верховным Советом
России, предусматривал парламентскую форму
правления и низведение статуса президента до
номинального статуса главы государства.
После его доработки с учетом поступивших
замечаний по решению Конституционной комиссии
первый вариант проекта был опубликован в печати
для обсуждения.
По решению Конституционной комиссии в одной из
палат Верховного Совета Российской Федерации — в
Совете Республики — официальный проект
Конституции был внесен в октябре 1991 года на
рассмотрение V внеочередного Съезда народных
депутатов.
Затем проект дорабатывался с учетом нового
законодательства, предложений народных
депутатов, должностных лиц, государственных
органов, специалистов, граждан.
В марте 1992 года официальный проект Конституции
Российской Федерации был повторно опубликован в
печати.
VI Съезд народных депутатов России принял 18
апреля 1992 г. постановление "О проекте
Конституции Российской Федерации и порядке
дальнейшей работы над ним", в котором одобрил
концепцию конституционных реформ, основные
положения официального проекта новой Конституции
и поручил Конституционной комиссии доработать
проект и подготовить его для повторного
обсуждения Верховным Советом Российской
Федерации. В июле 1992 года в Конституционную
комиссию поступили поправки Президента
Российской Федерации к официальному проекту
Конституции. Рабочая группа и
научно-консультативный комитет Конституционной
комиссии доработали проект с участием
заинтересованных сторон, субъектов Российской
Федерации и специалистов — юристов.
В итоге появился третий вариант официального
проекта Конституции Российской Федерации,
одобренный Конституционной комиссией 16 октября
1992 года.
VII Съезд народных депутатов российской
Федерации обсудил вопрос о ходе работы над
проектом новой федеральной Конституции и
постановил, что проект основных положений
Конституции в обязательном порядке направляется
субъектам Федерации, а затем выносится на
всероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов
Российской Федерации предложил Конституционной
комиссии направить на согласование субъектам
Федерации проект основных положений новой
Конституции Российской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народных депутатов
Российской Федерации подтвердил курс на
осуществление конституционной реформы, то есть
выработку проекта основных положений новой
Конституции, согласование ее с субъектами
Российской Федерации и последующее вынесение на
всероссийский референдум. Съезд поручил
Конституционной комиссии представить
согласованный с субъектами Российской Федерации
проект "Об изменениях и дополнениях Конституции
(Основного Закона) Российской Федерации —
России" на рассмотрение Верховного Совета
Российской Федерации с последующим вынесением
его на рассмотрение Съезда народных депутатов
Российской Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март
1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались
в состоянии принять Конституцию вследствие
острых противоречий между законодательной и
исполнительной ветвями власти. VII Съезд
постановил вынести основные положения проекта
новой Конституции на всероссийский референдум,
но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул
необходимость осуществить конституционную
реформу на основе полномочий, предоставленных
действующей Конституцией самому Съезду народных
депутатов.
Возникавшие разногласия практически не
затрагивали положений о поправках и свободах
человека и гражданина, но приобретали острый
характер по ключевым вопросам разделения
полномочий двух властей. Постепенно
оппозиционное большинство Съезда и Верховного
Совета, осознав свои политические интересы,
твердо заняло позиции недопущения сильной
исполнительной власти. Обстановку разразившегося
экономического кризиса использовали левые силы,
все решительнее противодействуя реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить
контроль законодательной власти над всеми
действиями Президента. Со своей стороны,
президент все решительнее ставил вопросы о
необходимости укрепления исполнительной власти,
подчас даже требуя пересмотра некоторых
согласованных положений проекта. Работа
Конституционной комиссии постепенно заходила в
тупик.
Сложная расстановка политических сил в России
вызвала неоднозначное отношение к официальному
проекту Конституции. Это выразилось не только в
широкой полемике вокруг него, но и в появлении
альтернативных вариантов. В частности, проекты
Конституции были предложены рабочей группой и
группой экспертов Конституционной комиссии
РСФСР.
7 мая 1993 г. за подписью заместителя
Председателя Конституционной комиссии Р. И.
Хасбулатова появляется постановление "Об
основных положениях проекта Конституции
Российской Федерации", которым утверждался
представленный рабочей группой проект положений
проекта Основного Закона России. При этом в
постановлении указывалось, что подготовка этого
проекта осуществлялась в соответствии с
Постановлением восьмого Съезда народных
депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993
г. "О мерах по осуществлению конституционной
реформы в Российской Федерации (о постановлении
седьмого Съезда народных депутатов Российской
Федерации "О стабилизации конституционного строя
Российской Федерации")".
В мае проект Конституции, одобренный Верховным
Советом, был опубликован. Он существенно
исправлял многие положения старой Конституции,
содержал демократические положения о правах и
свободах человека и гражданина. Однако в
вопросах организации государственной власти
доминировали прежние подходы. По существу, снова
принцип разделения властей трактовался в сторону
ущемления полномочий Президента, и сохранялась
все та же советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям идею
парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для
него условий в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую роль
парламента в системе высших органов
государственной власти. Чтобы подчеркнуть это,
глава о Верховном Совете предшествовала главе о
Президенте. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся "контрольными
полномочиями", а также правом принимать решения
по основным направлениям внутренней и внешней
политики России.
Проект ставил Президента под контроль Верховного
Совета, обязывая его предоставлять ежегодные
доклады об осуществлении внутренней и внешней
политики, выполнении федеральных программ.
Подчинение Президенту Правительства также
обязывалось ежегодно предоставлять отчет
Верховному Совету. Это и ряд других положений
существенно ущемляли права президента и
исполнительной власти, закладывая своеобразную
"мину" под отношения двух властей.
Таким образом, процесс разработки проекта
Конституции Российской Федерации растянулся на
три года. Бесконечные парламентские дебаты
завели конституционную реформу в тупик. И хотя
формально Президент Российской Федерации
оставался Председателем Конституционной
Комиссии, именно он выступил с инициативой
созыва 5 – 16 июня 1993 г. в Москве
Конституционного совещания, которому предложил
новый (президентский) вариант проекта
Конституции Российской Федерации.
Созыв и работа конституционного совещания
12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660
"О мерах по заверению подготовки новой
Конституции российской Федерации", согласно
которому для завершения подготовки проекта
Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
В связи с тем, что хасбулатовский вариант
конституции изначально разрабатывался в плане
учреждения парламентарной формы правления в
России и низведения статуса президента до
номинального главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993
г. "О созыве Конституционного совещания и
завершении подготовки проекта Конституции
Российской Федерации" учредил Конституционное
совещание, которое призвано было выработать
альтернативный вариант конституции России.
Это было сделано после того, как 6 мая 1993 г.
Президент РФ направил в Конституционную комиссию
свой проект Основного Закона государства, в
ответ на который за подписью ответственного
секретаря Конституционной комиссии О. Г.
Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.
И. Лафитского появился документ, где давалась
негативная политико-правовая оценка
президентского варианта конституции. В
частности, в нем утверждалось, что в указанном
проекте "президент не только выводится за рамки
системы трех властей — законодательной,
исполнительной и судебной, — но и ставится над
ними, что присуще, главным образом, для
авторитарных и весьма далеких от демократии форм
правления". При этом особо подчеркивалось, что
"наличие оснований для роспуска Парламента
определяется Президентом бесконтрольно" и что
"при подобной конструкции Парламент превращается
в безвольный и фактически безвластный орган".
Именно этим объясняется, почему в Постановлении
Конституционной комиссии "О проекте Конституции
(Основного Закона) Российской Федерации,
направленном Президентом Российской Федерации в
Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7
мая 1993 г. фактически отклонялся президентский
вариант конституции, ибо, как было сказано в
нем, его "отдельные положения... существенно
ограничивают экономические, политические и
гражданские права человека и гражданина,
нарушают принцип разделения властей". Тем самым
была устранена почва для достижения компромисса
между властями по проекту новой конституции
России [9, 10]. Конституционное совещание
состояло из 250 членов, работавших в пяти
секциях:
· представителей федеральных органов
власти;
· представителей органов власти субъектов
Федерации;
· представителей местного самоуправления;
· представителей партий, общественных
организаций, профсоюзов, религиозных конфессий;
· представителей товаропроизводителей и
предпринимателей.
Всего для завершения подготовки проекта были
созданы Общественная и Государственная палаты
Конституционного совещания.
Общественная палата Конституционного совещания
являлась организационной формой участия
общественных объединений в конституционном
процессе и взаимодействия этих объединений с
федеральными органами власти. На Общественную
палату Конституционного совещания возлагалась
выработка предложений об изменениях и
дополнениях к проекту Конституции Российской
Федерации, а также рекомендации по политическим,
социальным и социально-экономическим вопросам.
Государственная палата Конституционного
совещания стала организованной формой
взаимодействия в конституционном процессе
органов государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов. Функции этой палаты
были аналогичны функциям Общественной палаты
Конституционного совещания — выработка
предложений об изменениях и дополнениях к
проекту Конституции Российской Федерации и
рекомендаций по политическим и
социально-экономическим вопросам.
Таким образом, Конституционное совещание было
задумано как широкий форум, сочетающий
представительство всех высших органов
государственной власти, а также общественности.
Он таким фактически и получился, хотя ряд
приглашенных членов Конституционной комиссии,
народных депутатов, а также политических партий,
участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г.
Верховный Совет отказался сотрудничать с
Конституционным совещанием под предлогом
причастности к делам о коррупции некоторых его
координаторов и участников.
Президент вынес на обсуждение Совещания проект
Конституции, но призвал участников к выработке
компромиссного текста на базе этого проекта и
проекта Конституционной комиссии. Многие
положения президентского проекта были
подвергнуты критике участниками Конституционного
совещания. Например, за то, что проект не
содержал характеристики российского государства
как социального. Президент РФ, по проекту,
обладал чрезмерными правами по роспуску
государственной Думы. Были и другие основания,
вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект
в целом выдерживал принцип разделения властей и
устанавливал определенный баланс законодательной
и исполнительной ветвей власти в рамках
республики президентского типа. В нем содержался
ясный отказ от бесплодного советского
парламентаризма в пользу сильной исполнительной
власти. Именно поэтому созванное Верховным
Советом в конце мая – начале июня совещание двух
тысяч депутатов советов всех уровней полностью
отвергло президентский проект, а 4 июня, за день
до созыва Конституционного совещания, Верховный
Совет предложил свой порядок согласования и
принятия проекта конституции, который снова
ставил в центр всей работы Конституционную
комиссию.
В результате длительной работы Конституционного
совещания — с июня по октябрь 1993 г. — был
рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный
Президентом Российской Федерации, а также проект
Конституции, подготовленный Конституционной
комиссией, созданной Съездом народных депутатов
Российской Федерации.
Всего в адрес Конституционного совещания
поступило более 50.000 замечаний и предложений.
В результате их обсуждения в первоначальный
проект было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех десятков принципиально новых норм
— фактически, все статьи были изменены. В
разработанный совещанием проект вошли многие
статьи и из проекта Конституционной комиссии [7,
89]. В конечном итоге 12 июля 1993 г. проект
Конституции был одобрен и впоследствии вынесен
на общенародный референдум, состоявшийся 12
декабря 1993 года.
Конституционный кризис в сентябре – октябре 1993
г.
В результате открытого противостояния властей
внутриполитический кризис в стране крайне
обострился, что вынудило Президента распустить
Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ
Указом от 21 сентября 1993 г.
Указ № 1400 от 21.09.93 "О поэтапной
конституционной реформе в Российской Федерации",
в частности, постановляет: прервать
осуществление законодательной, распорядительной
и контрольной функций Съездом народных депутатов
Российской Федерации и Верховным Советом
Российской Федерации. До начала работы нового
двухпалатного парламента Российской Федерации —
Федерального Собрания Российской Федерации — и
принятия им на себя соответствующих полномочий
руководствоваться указами Президента и
постановлениями Правительства Российской
Федерации, назначить выборы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации
на 11 – 12 декабря 1993 года.
Конституционной комиссии и Конституционному
совещанию представить к 12 декабря 1993 года
единый согласованный проект Конституции
Российской Федерации в соответствии с
рекомендациями рабочей группы Конституционной
комиссии.
Указ временно, до принятия Конституции, вводил в
действие Положение о федеральных органах власти
на переходный период, подготовленное на основе
проекта Конституции, одобренного Конституционным
совещанием 12 июля 1993 г. В действие также
вводилось Положение о выборах депутатов
Государственной Думы, разработанное народными
депутатами и Конституционным совещанием, а кроме
того, приостанавливалась деятельность
Конституционного Суда РФ и, по существу,
временно вводилось президентское правление.
Эти меры были вызваны тем, что Верховный Совет
РФ и Съезд народных депутатов систематически, в
течение всего 1993 г., предпринимали попытки
узурпировать в своих руках всю полноту
законодательной, исполнительной и судебной
власти. К тому же конституционная реформа в
Российской Федерации была фактически свернута,
поскольку Верховный Совет РФ заблокировал
решение Съездов народных депутатов Российской
Федерации о принятии новой Конституции.
Съезд народных депутатов отказался сложить свои
полномочия. В своем Постановлении "О
политическом положении в Российской Федерации в
связи с государственным переворотом" от 24
сентября 1993 г. он квалифицировал действия
Президента как попрание Конституции, совершение
государственного переворота и установление
режима личной власти. При этом съезд заявил, что
"действия граждан по защите конституционных
органов власти, преодолению последствий
государственного переворота расцениваются как
исполнение общественного и государственного
долга" [5, 45]. Конституционный кризис
фактически перерос в конституционную войну. В
тот же день Президиум Верховного Совета,
ссылаясь на ст. 121-6 Конституции, объявил о
немедленном прекращении полномочий Президента РФ
Ельцина Б. Н. и их передаче вице-президенту
Руцкому А. В. Верховный Совет РФ оценил действия
президента как государственный переворот.
В целях выхода из политического кризиса
Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин
предложил принять решение об одновременных
перевыборах президента и парламента и о
пересмотре закона о выборах и полномочиях
федеральных органов власти на переходный период
с приостановлением исполнения Указа Президента
РФ от 21 сентября "О поэтапной конституционной
реформе в РФ" и основанных на нем последующих
актов президента.
Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ
№ 1400 неконституционным, высказался за
отрешение Президента от должности. Были
отстранены старые и назначены новые руководители
"силовых" министерств, а в Уголовный Кодекс
введена статья, карающая (вплоть до смертной
казни) за антиконституционную деятельность,
невыполнение решений высшего органа
государственной власти и воспрепятствование его
деятельности.
Региональными органами представительной власти
РФ также был предпринят ряд шагов, направленных
на то, чтобы заставить противоборствующие
стороны принять компромиссное политическое
решение. 24 сентября представители Советов 2-х
республик, 3-х округов и 24-х областей приняли
заявление, в котором выдвинули следующие
требования в адрес федеральных органов власти:
· президенту Б. Ельцину —
§ отменить Указ № 1400 от 21 сентября и
другие нормативные акты, основанные на нем;
§ восстановить в стране в полном объеме
конституционную законность по состоянию на 21
сентября 1993 года;
· Съезду народных депутатов РФ — немедленно
назначить одновременные всенародные выборы
президента и Верховного Совета на 12 декабря
1993 г., для чего обеспечить в двухнедельный
срок принятие необходимых законодательных актов;
· правительству РФ — отменить цензуру в
СМИ, возобновить выпуск закрытых газет и
журналов, прекратить блокирование объективной
информации о положении в стране на радио и
телевидении, предоставить эфир представителям
субъектов федерации для изложения позиций их
органов власти и Верховного Совета [8, 13].
По их мнению, гарантами соблюдения этих
требований могли бы выступить не органы
федеральной представительной и исполнительной
властей, непосредственно вовлеченные в конфликт,
а некий федеральный совет, состоящий из
руководителей органов представительной и
исполнительной власти субъектов федерации, а
также Конституционный суд РФ.
Авторы заявления предупредили органы
исполнительной и законодательной власти, что в
случае невыполнения настоящих требований в срок
до 28 сентября 1993 года субъекты РФ оставляют
за собой право принять решительные меры
экономического и политического воздействия,
включая организацию общероссийской политической
забастовки, проведение в согласованные сроки в
субъектах федерации местных референдумов,
приостановление перечисления налогов в
федеральный бюджет.
Оппозиция находила основания для своих
требований в Конституции, которую сама же
приспособила к своим интересам, а Президент РФ
опирался на поддержку избирателей и субъектов
Федерации, полагая, что противоречивая и
устаревшая Конституция уже не может служить
базой для разрешения разногласий двух ветвей
власти. При таких подходах неудивительно, что
каждая сторона конфликта рассматривала действия
другой стороны как мятеж, государственный
переворот. Конституционная законность, таким
образом, была подорвана с двух сторон и утратила
свою нейтральность.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом,
и кризис, в итоге, привел к общественным
беспорядкам и необходимости применения силовых
действий со стороны правоохранительных органов и
армии.
После кровавых событий 3 – 4 октября 1993 г. и
стабилизации внутриполитической обстановки в
стране Президентом был издан Указ "О правовом
регулировании в период поэтапной конституционной
реформы в Российской Федерации" от 7 октября
1993 г., который подтвердил действие на всей
территории России законов и постановлений,
принятых Верховным Советом и Съездом народных
депутатов до 21 сентября 1993 г. Было
установлено, что до начала работы Федерального
собрания правовое регулирование по вопросам,
отнесенным к компетенции Съезда и Верховного
Совета, осуществляется указами Президента. Также
7 октября 1993 года был издан указ "О
Конституционном суде Российской Федерации", в
котором констатировалась невозможность его
деятельности, в связи с чем приостанавливался
созыв его заседаний до принятия новой
Конституции.
Помимо этого, после октябрьских событий 1993 г.
в Москве принимается Указ Президента РФ "О
реформе представительных органов власти и
органов местного самоуправления в Российской
Федерации", в результате чего были прекращены
полномочия Советов народных депутатов и
утверждены основные положения о выборах в
представительные органы государственной власти в
регионах. Это означало юридическую ликвидацию
советской власти в стране.
Конституционный кризис, развивавшийся на
протяжении всего года, так и не нашел своего
конституционного разрешения. Это был не только
конституционный, но и политический кризис, в
котором отражалась резкая поляризация интересов
различных сил по коренным вопросам развития
России. Он серьезно расшатал основы российского
федерализма и государственности в целом.
Трагическое завершение кризиса заставило граждан
и власти всех уровней еще острее осознать
невозможность строительства нового общества в
рамках старой государственности. Принятие новой
Конституции стало не просто желательным, но
остро необходимым.
Для решения вопроса о конституционной реформе на
12 декабря 1993 года было назначено всенародное
голосование (референдум) по проекту новой
Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее
одобрения с момента опубликования результатов
голосования.
Референдум и выборы 12 декабря 1993 г.
После кровавых событий 3 – 4 октября и
стабилизации внутриполитической обстановки в
стране работа над проектом Основного закона
вступает в завершающую стадию.
На Государственную палату Конституционного
совещания была возложена обязанность по
выработке предложений по изменениям и
дополнениям к проекту Конституции Российской
Федерации и по рассмотрению рекомендаций по
политическим, социальным и экономическим
вопросам. Общественная палата Конституционного
совещания призвана была обеспечить участие
общественных объединений в конституционном
процессе. Являясь организационной формой их
взаимодействия с федеральными органами власти
Российской Федерации, в рамках которой
осуществлялись "необходимые политические
консультации по широкому кругу
социально-политических вопросов", она также
вырабатывала предложения по изменениям и
дополнениям к проекту Конституции Российской
Федерации и рассматривала рекомендации по
политическим, социальным и экономическим
проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и
Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ,
были согласованы окончательные варианты разделов
и глав Конституции Российской Федерации,
уточнены редакции соответствующих
конституционных положений. Как видим, разработка
Конституции Российской Федерации носила весьма
специфический характер и осуществлялась не на
уровне законодательных органов государства, а по
инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской
Федерации является порядок ее принятия. По ее
проекту было проведено всенародное голосование.
Причем решение о его проведении было оформлено
Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это
понятно, ибо законодательные органы были
распущены, а новые еще не сформированы, да и
создавать их было преждевременно, ибо не была
еще принята Конституция, которая бы
предусматривала образование совершенно нового
представительного и законодательного органа
Российской Федерации — Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря
1993 г. было проведено всенародное голосование
по проекту Конституции Российской Федерации.
Голосование проводилось на основе Положения о
всенародном голосовании, содержащего принципы,
порядок проведения референдума, методику
подсчета голосов и определения результатов
всенародного голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новой
Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755
зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За
принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937
тыс. 630 избирателей или 58,4% избирателей,
принявших участие в голосовании. Это означало,
что Конституция принята [7, 92].
Принятие нового проекта Конституции РФ
Рассматривая действующую российскую Конституцию,
нельзя обойти вопрос о ее принятии. Для
значительной части граждан голосование 12
декабря 1993 г. "за" или "против" новой
Конституции в значительной мере было
предопределено отношением к ней различных
политических партий и предвыборных блоков,
высказывавших полярные точки зрения по этому
поводу. В ходе референдума, состоявшегося 12
декабря 1993 г., большинство проголосовавших
избирателей (32.937.630 человек) высказались за
принятие Конституции. Это внушительная цифра.
Тем не менее, итоги референдума вызвали
неоднозначную оценку, и, в частности, из-за
несоответствия его проведения процедуре,
установленной Законом о референдуме 1990 г.,
согласно которому для внесения изменений в
Конституцию (а следовательно, как считают
многие, и для принятия новой Конституции)
необходимо было получить абсолютное большинство
голосов избирателей, включенных в списки для
голосования.
Хотя эти споры уже в прошлом, справедливости
ради необходимо отметить, что стойкое снижение
избирательной активности в последние годы делало
нереальным проведение конституционного
референдума по жесткой формуле прошлых лет.
Поэтому отсутствие "всеобщего одобрения",
которое, вообще говоря, свойственно только
странам с тоталитарным режимом, можно
расценивать как нормальное, типичное для
свободных выборов явление. Аналогичная картина
была в послевоенной Франции, да и в ряде других
стран, когда разница в общем числе голосов "за"
и "против" колебалась на уровне 5 – 10% от
общего числа голосовавших.
Уроки последнего российского референдума говорят
об одном — доверие народа к власти достаточно
хрупко, чтобы долго испытывать его терпение.
Гораздо предпочтительнее, хотя и более хлопотно,
нормализовать экономику, укрепить правопорядок и
добиться общественного согласия в мирном
обустройстве России.
Завершая тему референдума 12 декабря 1993 г.,
необходимо отметить, что ни Федеральное
Собрание, ни субъекты Федерации не опровергли
правомерность результатов референдума, которым
была одобрена Конституция Российской Федерации.
Также все ясно понимают, что, критикуя отдельные
положения Конституции, нельзя считать ее
недействующей. Отсюда следует вывод: мы должны
уважать и соблюдать нынешнюю Конституцию. И лишь
время покажет, что необходимо для
совершенствования конституционного строя,
который призван разумно сбалансировать стоящие
перед Россией проблемы.
Формирование Государственной Думы и Совета
Федерации
К числу особенностей Конституции Российской
Федерации следует отнести и то, что она
принималась одновременно с выборами депутатов
Совета Федерации и Государственной Думы — палат
Федерального Собрания. Причем, их избрание
осуществлялось не на основе Конституции, ибо она
еще не была принята, а в соответствии с Указом
Президента от 1 октября 1993 г., утвердившего
"Положение о выборах депутатов Государственной
Думы в 1993 году", и на основе его же Указа от
11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации".
Совет Федерации — верхняя палата Федерального
Собрания — парламента Российской Федерации,
впервые избранного 12 декабря 1993 года
одновременно с принятием новой Конституции.
Совет Федерации в качестве верхней палаты
парламента создан президентским указом 1400 от
21 сентября 1993 года о роспуске Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РФ. Утвержденное
указом Положение о федеральных органах власти на
переходный период предусматривало, что Совет
Федерации действует в составе председателей
законодательных (представительных) органов
власти и руководителей исполнительной власти
каждого субъекта Федерации до истечения
полномочий Советов народных депутатов текущего
созыва (март 1995).
Совет Федерации должен был приступить к
парламентской функции после избрания новой
Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел
свое решение: 9 октября 1993 он издал указ о
выборах новых представительных органов в
регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в
Совет Федерации по 89 двухмандатным округам.
Конституция, принятая на референдуме 12 декабря
1993 года, установила, что в Совет Федерации
"входят по два представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от
представительного и исполнительного органов
государственной власти".
Совет Федерации, в порядке исключения,
установленного переходными положениями
Конституции, был избран непосредственно
населением 12 декабря 1993 года на двухлетний
срок и заседал с 11 января 1994 г. до 15 января
1996 г. Председателем Совета Федерации с 13
января 1994 г. до 23 января 1996 г. был Владимир
Филиппович Шумейко.
Выборы в Государственную Думу первого созыва
были назначены президентским указом 1400 от 21
сентября 1993 года о роспуске Съезда народных
депутатов и Верховного Совета.
О желании выдвинуть кандидатов в депутаты
Государственной Думы по общефедеральному списку
первоначально объявили 35 общественных
объединений, на регистрацию были предъявлены
списки 21 избирательного объединения, а
зарегистрировано — 13. Остальные не смогли
набрать необходимого количества подписей
избирателей и не были, в соответствии с
Положением о выборах, включены в бюллетень для
голосования.
В соответствии с результатами голосования по
общефедеральному избирательному округу и по
одномандатным избирательным округам, места в
Государственной Думе получили кандидаты от
восьми крупнейших партий и объединений: "Выбор
России", ЛДПР, Аграрная партия, "Яблоко",
Демократическая партия России, Партия
российского единства и согласия,
Коммунистическая партия РФ, "Женщины России".
В основе работы Государственной Думы лежит
принятие федеральных законов, федеральных
конституционных законов и законов о поправках к
Конституции, которые вступают в силу после
одобрения Советом Федерации, подписания
Президентом и опубликования. Федеральные законы
принимаются простым большинством голосов. Двумя
третями (300 голосов) Дума преодолевает вето
Совета Федерации или Президента, одобряет
федеральные конституционные законы и законы о
поправках к Конституции.
Неизбежный отпечаток на характер и результаты
деятельности Федерального Собрания 1993 – 95 гг.
наложила специфика момента, когда происходило
его избрание, а также условия, в которые оно
было изначально поставлено. Можно выделить
несколько ключевых факторов, во многом
предопределивших состав и последующую
структуризацию обеих палат и имевших далеко
неоднозначные последствия:
1. Проведение выборов одновременно с
референдумом по новой Конституции, что усилило
степень правовой неопределенности на начальном
этапе деятельности Федерального Собрания,
заставило депутатов затратить немало времени и
сил на "обживание" отведенного им
конституционного пространства. Ощущение того,
что история российского парламентаризма в
очередной раз началась заново, несомненно,
удлинило подготовительный этап, обязав парламент
обустраивать себя организационно — принимать
новый регламент, определять статус депутата,
создавать новую схему взаимоотношений с
избирателями.
2. Избрание парламента по горячим следам
сентябрьско-октябрьского противостояния двух
ветвей власти, положившего конец системе
двоевластия и приведшего к исчезновению с
политической арены "партии" Верховного Совета.
3. Принятие смешанной,
пропорционально-мажоритарной системы при выборах
в Думу, что привело, во-первых, к фрагментации
депутатского корпуса, его распылению по
множественным конкурирующим группировкам, а
во-вторых, обусловило его неоднородность, когда
"депутаты-одномандатники" оказались в заведомо
худшем положении по сравнению с
"депутатами-списочниками".
4. Скомканность избирательной кампании,
вследствие чего предвыборные блоки оказались
достаточно рыхлыми, сформированными на скорую
руку, а в одномандатных округах в силу
однотуровой системы голосования шансы на победу
получили малоизвестные и не имевшие
политического веса кандидаты; "центрирование"
партийного спектра после октября 1993 г. в
сочетании с действием пятипроцентного барьера,
что в краткосрочной перспективе привело к
отсечению крайних партий, а в долгосрочной — к
получению тогдашними победителями определенных
преимуществ в дальнейшем; одновременное
проведение выборов в обе палаты, так что
внимание региональных лидеров оказалось
приковано к выборам в Совет Федерации при
достаточно вялом и безразличном отношении к
избирательной кампании в Государственную Думу.
5. Достаточно узкие, по сравнению с бывшим
Верховным Советом и Съездом народных депутатов,
конституционные рамки, в которые был поставлен
новый парламент. Конституция существенно
ограничила полномочия Федерального Собрания,
свела к минимуму его надзорно-контрольные
функции. Представительная власть действительно
лишилась возможности претендовать на присвоение
полномочий исполнительной власти, к чему так
активно стремился Верховный Совет. Это, однако,
заставило депутатов тем более ревностно и
последовательно отстаивать свои (пусть суженные)
права во взаимоотношениях с остальными властными
центрами. Отсюда, во-первых, тенденция к
корпоративизации как Совета Федерации, так и
Государственной Думы, к осознанию депутатами
общности своих интересов поверх фракционных
разделительных линий. Отсюда же, во-вторых,
стремление обеих палат к максимально полному
использованию закрепленных за ними полномочий, а
при малейшей возможности — и к их расширению.
Перечисленные факторы оказывали противоречивое
воздействие на деятельность Федерального
Собрания. Одни подталкивали депутатов в
направлении большей политизации и
конфронтационности, другие способствовали
укреплению конструктивных тенденций. Однако в
целом можно констатировать, что в 1993 – 95 гг.
Россия имела пусть внутренне конфликтный и не
всегда успешно справляющийся со своими задачами,
но, тем не менее, вполне работоспособный и
ответственный парламент.
Новая модель конституционной системы
В отличие от идеологизированных конституций
бывшего СССР и союзных республик, включая
предшествующую Конституцию Российской Федерации,
провозглашавших высшей целью построение
коммунистического общества, положения
действующей Конституции России (ст. 2) четко
определяют, что высшей ценностью являются
человек, его права и свободы. При этом новая
Конституция не ограничилась, как это нередко
бывало ранее, декларацией, а установила, что
признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства.
Далее, в Конституции имеется отдельная глава
(гл. 2), которая содержит конкретные нормы и
предписания, раскрывающие совокупность основных
прав и свобод, гарантированных высшим Законом.
По объему это самая обширная глава Конституции.
Она состоит из 47 статей. В целом же, вопросы,
непосредственно связанные со статусом личности,
регламентируются более чем в 60 статьях
Конституции.
Конституция 1993 г. отразила качественные
изменения в социальной политике государства. Из
нее исключен классовый подход к различным слоям
населения, в частности, нет упоминания о ведущей
роли рабочего класса и других категорий
трудящихся в построении общенародного
государства, о трудовых коллективах как активной
части политической системы. В то же время,
закреплены институты частной собственности и
свободного предпринимательства, которые типичны
для рыночной экономики, основанной на свободном
рыночном хозяйстве.
Существенно, что права и свободы человека и
гражданина признаются и гарантируются не только
в соответствии с настоящей Конституцией, но и
согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права. Это обстоятельство, с
одной стороны, должно подтверждать вхождение
нашей страны в цивилизованное общество, а с
другой — стимулировать законодательство в сфере
прав и свобод человека и гражданина,
направленное, в частности, на предупреждение
всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и
молодежи и на улучшение благосостояния народа.
По своей структуре и содержанию новая
Конституция близка к традиционным конституциям
развитых демократических стран, большинство
которых отражает стремление обеспечить
координацию деятельности всех властей в
государстве и в то же время установить реальные
приоритеты каждой из них с учетом специфики
сложившихся политических традиций и отношений на
определенном историческом этапе развития
государства.
Из девяти глав Конституции организации власти
посвящено полностью пять (гл. 4 – 8), и в
значительной мере — две (гл. 1 "Основы
конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное
устройство").
Действующая Конституция встала на путь
юридического равноправия всех субъектов
Федерации как в отношениях друг с другом, так и
в отношениях с Федерацией, взяв за основу
приоритет прав человека независимо, в частности,
от национальной принадлежности. К сожалению,
фактическое равенство субъектов Федерации в
сфере экономики еще не достигнуто. В результате,
встречается "перетягивание каната" субъектами
Федерации и их недовольство отношением к ним
федеральных органов.
Отличительной чертой Конституции РФ 1993 г.
является ее характер, адекватный складывающимся
в обществе отношениям. Она отражает переходный
характер российского общества, противоречивый
способ его существования. В ней нашло воплощение
то, что достигнуто и отстаивается
многонациональным народом России: многообразие
форм собственности, конкуренция, свобода
экономической деятельности, политический и
идеологический плюрализм, признание прав и
свобод человека и гражданина, федеративное
устройство, основанное на самоопределении и
равноправии народов, самостоятельный статус
местною самоуправления и т. д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г.
относится наличие в ней основополагающих
положений. Она содержит нормы, регулирующие
наиболее важные общественные отношения и
служащие правовой основой для текущего
законодательства. Поэтому по своему содержанию
они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью
закрепление самого главного в общественных
отношениях.
Характерной чертой Конституции России является
также ее прямое действие. Это закреплено в
статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с
этим, конституционные нормы не нуждаются в
каком-либо ином правовом подтверждении. Это
придает им действительную высшую юридическую
силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации
характерны незыблемость и обеспечение прав и
свобод человека и гражданина. Это выражается в
том, что Конституция провозглашает, что
"признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства"
(ст. 2). При этом особо подчеркивается, что
"человек, его права и свободы являются высшей
ценностью". В Конституции закрепляются и
гарантируются права и свободы человека и
гражданина в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права
(статья 17).
Важной особенностью Конституции Российской
Федерации 1993 г. является специфика формы
правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь
лишь указанием на то, что Российская Федерация
есть "демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления"
(статья 1), она обходит молчанием вопрос о
разнородности Российской республики. То, что
Российская Федерация не является парламентарной
республикой — это настолько очевидно, что не
нуждается в каком-либо доказательстве. Но и
назвать ее президентской в собственном смысле
нельзя, ибо президент наделен такими
полномочиями, которые не вписываются в
классическую модель президентской формы
правления. Согласно статье 110 Российской
Конституции, "исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство Российской
Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен
Конституцией за пределы исполнительной власти.
Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие
на нее, ибо "председатель Правительства
Российской Федерации назначается Президентом
Российской Федерации с согласия Государственной
Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель
Правительства определяет основные направления
его деятельности, руководствуясь не только
Конституцией и федеральными законами, но и
указами Президента (статья 113). Особое
положение Президента Российской Федерации в
системе властных структур государства, которое
делает его более могущественной фигурой, чем
президента при президентской форме правления,
находит свое концентрированное выражение в п. 3
статьи 80, согласно которой президент Российской
Федерации определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства".
И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г.
является ее отношение к федеративному устройству
России. Она придает статус субъектов Российской
Федерации не только национально-государственным
образованиями, но и обычным
административно-территориальным единицам
(включая Москву и Санкт-Петербург).
Заключение
С момента принятия Конституции прошло уже более
десяти лет, и есть возможность подвести
некоторые итоги.
Процесс разработки и принятия новой Конституции
РФ, отправным пунктом которого явилось принятие
Декларации о государственном суверенитете 12
июня 1990 г., растянулся на три года. В течение
этих лет страна продолжала жить по старой
конституции РСФСР (1978 г.), статьи которой
расходились с проводимыми преобразованиями.
Чтобы устранить несоответствия, в нее вносились
изменения и дополнения, влияющие на ее
содержание, но подобное массовое и спешное
внесение поправок в конституционный текст
порождало в нем рассогласованность статей и
противоречивость идей.
В силу сложившихся обстоятельств и политического
противоборства между Президентом РФ и высшими
органами государственной власти (Съезд народных
депутатов, Верховный совет) осуществлялась
разработка двух альтернативных проектов
Конституции: один проект разрабатывался
Конституционной комиссией при Верховном Совете
России, а другой — Конституционным совещанием,
созванным Президентом РФ.
В результате этого противостояния властей к
осени 1993 года в стране возник конституционный
кризис. Обе ветви власти имели свой проект
Конституции и свое представление о способе ее
принятия. В целях выхода из сложившейся ситуации
21 сентября 1993 года Президент подписал Указ о
поэтапной конституционной реформе № 1400,
который, не прекращая действия Конституции в
части, не противоречащей Указу, прервал
осуществление законодательной, распорядительной
и контрольной функций Съезда народных депутатов
и Верховного Совета.
И поскольку законодательные органы страны были
распущены, для принятия Конституции РФ по ее
проекту было проведено всенародное голосование.
Одновременно с этим 12 декабря 1993 годы были
проведены выборы депутатов Совета Федерации и
Государственной Думы. Причем их избрание
осуществлялось не на основе Конституции, а в
соответствии с Указом Президента РФ от 1 октября
1993 года.
По итогам референдума 25 декабря 1993 года новая
конституция России вступила в полную юридическую
силу.
Конституция Российской Федерации 1993 года
подводит черту под прошлым и означает
принципиально новый этап истории России. Она
отражает изменения в механизме народовластия,
федеративном устройстве, системе управления
обществом; служит гарантом государственного
единства и политической стабильности.
Библиографический список
1. Государственное право РФ. Учебник. Под
ред. О. Е. Кутафина. М.: Юр литература, 1996.
2. Конституция Российской Федерации. М.:
Юридическая литература, 1993.
3. Конституционная реформа: поиски и решения.
М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
4. Конституционное право. Под ред. В. В.
Лазарева. М.: Новый Юрист, 1998.
5. Конституционное (государственное) право.
М.: Юрист, 1995.
6. Конституционное право России. Учебник под
ред. Коздова А. Е. М.: Изд-во БЕК, 1996.
7. Баглай М. В. Конституционное право
Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и
фак. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
8. Основы конституционного права: Учеб
пособие. Под ред Глотова В. В. Воронеж: Изд-во
Воронеж гос. тех. ун-та, 1997.
9. Постатейный комментарий к Конституции
Российской Федерации. Под общ. ред. Кудрявцева
Ю. В. М.: Юрист, 1997.
10. Постатейный комментарий к Конституции
российской Федерации. Под общ. ред. Окунькова Л.
А. М.: Юрист, 1995.
|