Введение
Процесс формирования и изменения политической
карты России в ХХ веке не так уж и прост, как
кажется на первый взгляд. Все дело в том, что
само по себе двадцатое столетие настолько
запутанно, что полностью не исследовано
историками как следует.
За прошедшее столетие на долю России выпало
множество испытаний: русско-японская война 1904
— 05 гг., Первая мировая война 1914 — 18 гг.,
две революции, гражданская война и военная
интервенция 1917 — 1922 гг., в январе 1918 г.
образование Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР), а 30
декабря состоялось эпохальное событие —
образования первого в мире социалистического
государства — РСФСР вместе с Украиной (УССР),
Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР)
образовали Союз Советских Социалистических
Республик. Дальнейшее развитие России неразрывно
связано с СССР. 12 июня 1990 г. Съезд народных
депутатов РСФСР принял Декларацию о
государственном суверенитете Российской
Федерации. С декабря 1991 г. Россия входит
Содружество Независимых Государств (СНГ).
Как известно, и политико-административное
деление нашей страны в разные периоды прошедшего
столетия, которых было три: Российская Империя,
РСФСР и Российская Федерация — отличались друг
от друга.
Цель данной работы — исследование изменений
политической карты России в ХХ веке.
Задачи исследования:
· собрать и обобщить
историко-географические и картографические
сведения о территории России;
· изучить изменения территории России в
связи с геополитическими событиями;
· проанализировать основные этапы изменения
административно-территориального деления России.
Россия на карте мира
ХХ в. для России стал веком уменьшения
территории. Уже русско-японская война 1904 –
1905 гг. привела к потере южного Сахалина.
Первая мировая война и революция завершилась для
страны потерей Прибалтики, Финляндии, Польши,
Бессарабии и значительной части Украины и
Белоруссии. Из ныне российских территорий к
Эстонии отошли некоторые части Псковской
области, к Финляндии — части Карелии и,
особенно, Ленинградской области (Выборг,
Приозерск и др.).
Рис. 1
Присоединение и утрата территорий Россией в ХХ
веке
Пакт Молотова-Риббентропа и вызванный им ряд
военных кампаний 1939 – 1940 гг. вернули в
состав страны (в это время уже СССР) Прибалтику,
западные земли Украины и Белоруссии, Карельский
перешеек и Белостокскую область Польши. В итоге
Второй мировой Войны Россия получила Курилы,
Южный Сахалин, Восточную Пруссию
(Калининградская область). Меммельский край был
отдан Литве, Закарпатье — Украине, а
Белостокская область возвращена Польше. После
войны границы России менялись в основном в 50-х
гг., когда части ее территории предавались
Советским правительством другим республикам
Союза (Крым отошел к Украине, ряд земель на юге
Сибири — Казахстану). Беловежское соглашение
(1991 г.) привело к формированию современной
территории России в границах РСФСР на момент
подписания.
Русско-японская война и потеря Сахалина
В конце ХIХ века политическая ситуация на
Дальнем Востоке резко обострилась. В этой точке
земного шара одновременно пересеклись интересы
целого ряда сильнейших государств того времени:
Англия, Германия, Франция, Россия и Япония
стремились добиться в этом регионе доминирующего
положения.
Колониальные захваты России в Средней Азии и на
Дальнем Востоке продолжались. Претензии Николая
II распространялись на Маньчжурию и Корею,
Афганистан, Персию и Тибет. Не решаясь вступать
в прямой конфликт с европейскими державами,
Россия сочла возможным бросить вызов более
отсталой Японии, которая, однако, переживала в
начале ХХ века период бурного экономического
развития. Одной из целей этой войны было
достижение национального единения внутри страны
и подавление революционного движения.
Государственный традиционализм начал определять
направления не только внутренней, но и внешней
политики. Но "маленькая победоносная война"
против Японии, какой её видели в Петербурге,
обернулась позорным поражением. Почти сразу же
была выведена из строя порт-артурская эскадра
российского флота. Господство на море перешло к
японцам. Подвоз войск на Дальний Восток был
затруднен, так как Транссибирская магистраль не
была закончена. Япония вступила в Корею и
Маньчжурию. Русская армия потерпела поражение в
многодневной битве под Ляояном, в конце 1904
года был сдан Порт-Артур. В 1905 году японцы
одержали победу под Мукденом. В мае русская
эскадра была полностью разгромлена в Цусимском
проливе.
Итоги русско-японской войны неутешительны: 5
сентября 1905 года в американском городе
Портсмуте министры иностранных дел России и
Японии подписали мирный договор. Россия отдавала
право аренды Порт-Артура Японии, передавала под
контроль часть КВЖД и признавала её преобладание
в Корее. Но самое главное — Россия потеряла
половину Сахалина (граница проходила по 50
градусу северной широты) почти на сорок лет и
острова Курильской гряды.
Рис. 2
Границы России на Дальнем Востоке после
русско-японской войны
Первая мировая война и потеря ряда территорий
В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия
подписали договор о создании Тройственного
союза. Германия играла в нем ведущую роль. С
момента образования агрессивного блока страны, в
него входящие начали активную подготовку к
будущей войне. У каждого государства были свои
планы и цели.
Первая мировая война возникла в результате
начавшегося общего кризиса капиталистической
системы мирового хозяйства и явилась следствием
неравномерного развития капитализма на стадии
империализма. Это была захватническая,
несправедливая война между двумя крупными
империалистическими группировками —
австро-германским блоком и Антантой.
Каждая из империалистических держав, вступая в
мировую войну, преследовала свои захватнические
цели. Германия стремилась разгромить Англию,
лишить её морского могущества и переделить
французские, бельгийские и португальские колонии
и утвердиться в богатых аравийских провинциях
Турции, ослабить Россию, отторгнуть у неё
польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив
её естественных границ по Балтийскому морю.
Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и
Черногорию, установить свою гегемонию на
Балканах, отнять у России часть польских
губерний, Подолию и Волынь.
Турция при поддержке Германии претендовала на
территорию русского Закавказья.
Англия стремилась сохранить своё морское и
колониальное могущество, разбить Германию как
конкурента на мировом рынке и пресечь её
притязания на передел колоний. Кроме того,
Англия рассчитывала на захват у Турции богатых
нефтью Месопотамии и Палестины, на захват
которых питала надежду и Германия.
Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию,
отнятые у неё Германией в 1871 г., и захватить
Саарский бассейн.
Россия вступила в войну с Германией и
Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода
черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в
Средиземное море, а также присоединения Галиции
и нижнего течения Немана.
Но, как мы знаем, не все страны, участвовавшие в
войне, добились своих целей, ради которых они
собственно и вступали в войну, в том числе и
Россия, которая потерпела поражение (на что есть
объективные причины) и не только ничего ни
приобрела, а даже наоборот, по итогам Брестского
мира, — потеряла.
15 декабря 1917 года в Брест-Литовске было
подписано соглашение о перемирии между Германией
и Россией. 22 декабря начались мирные
переговоры.
Мир был необходим Советскому правительству для
того, чтобы наладить и без того сложную
внутреннюю обстановку, бросить войска на борьбу
с начинавшимся белым движением.
25 декабря российская делегация выступила с
требованием заключения мира без аннексий и
контрибуции. Германская сторона ответила, что
согласится на это условие только в том случае,
если вся государства Антанты подпишут с ней
мирное соглашение.
В данном случае Германия поставила заведомо
невыполнимое условие — после трех с половиной
лет войны Антанта ни за что не согласилась бы
кончить борьбу вничью.
Советское правительство запросило об этом страны
антигерманской коалиции, но они отказались.
Вслед за этим Германия потребовала от России
отторжения от нее 150 тысяч квадратных
километров территории в пользу Германии (Польша,
Литва, часть Эстонии и Латвии, часть Украины и
Белоруссии). Советское правительство отказалось
от этого условия, и переговоры были временно
прекращены. В партии большевиков начались
разногласия: принимать мир или нет. Интересна и
парадоксально авантюристична была позиция
министра иностранных дел Л. Д. Троцкого: нужно
объявить войну прекращенной, армию
демобилизовать, но мира не подписывать
(создается впечатление, что Троцкий был либо
сумасшедшим, либо предателем).
30 января переговоры возобновились. Советской
делегации было дано указание от Ленина
отказываться от мирных предложений Германии, в
которых говорилось об аннексии и контрибуции, и
ждать ультиматума, на все условия которого
безоговорочно и немедленно согласиться. Тем
временем Советская Украина подписала мир с
Германией с тем условием, что она не будет
помогать России и позволит разместить немецкие
войска на своей территории. Украина оказалась
полностью оккупированной.
8 – 9 февраля немецкая делегация стала вести
переговоры ультимативным тоном, сообщая, что
если Россия не примет немецкие предложения, то
перемирие будет прекращено, но официального
ультиматума не предъявляла. Советская делегация
покинула Брест-Литовск.
18 февраля немцы начали широкомасштабное
наступление. В связи с этим из отрядов Красной
Гвардии стали спешно формироваться отряды
Красной Армии. 23 февраля противник был
остановлен под Псковом. В тот же день пришел
немецкий ультиматум, в котором сообщались
гораздо более тяжелые условия для заключения
мира. 24 февраля ультиматум был принят.
Рис. 3
Брестский мир 1918 года
3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан
сепаратный мирный договор. По этому договору
Польша, Литва часть Белоруссии и Латвии отходили
Германии. Советские войска покинули Украину,
Эстонию, Финляндию и часть Закавказья, которое
отошло к Турции. Теперь всю свою мощь Германия
могла бросить на Западный фронт.
Ноябрьская Революция 1918 г. в Германии свергла
кайзера Вильгельма II. 13 ноября 1918 г.
Советское правительство аннулировало Брестский
договор и вернуло назад Украину.
Образование СССР
Распад единой Российской империи на целый ряд
внешне суверенных государств в 1918 году выявил
тенденции как к дальнейшему размежеванию, так и
к новому объединению. Центром притяжения, как и
раньше, была фигура хозяина всей земли. Только
если до революции эту фигуру олицетворял
император, то теперь ею стала коммунистическая
партия.
С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик
шло по двум направлениям: вхождение республик и
автономных областей в состав РСФСР; двусторонние
договоры, заключавшиеся между независимыми
республиками и РСФСР.
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип
национально-территориальной федерации. За период
с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР
возникло более 20 национально-автономных
образований (республик и областей).
Руководящие органы автономных республик
(наркоматы) либо находились в непосредственном
подчинении соответствующих наркоматов РСФСР,
либо подчинялись только высшим органам
автономной республики (ЦИК и СНК). Структура
этих органов повторяла структуру органов РСФСР.
В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление "Об
образовании комиссии по разработке вопросов
федеративного устройства РСФСР", которое должно
было урегулировать правовые отношения между
федерацией и составляющими ее республиками.
Система органов власти в автономных республиках
повторяла систему органов власти РСФСР, а
система органов власти автономной области —
систему органов власти в губерниях: областной
съезд советов и исполнительный комитет
автономной области. При центральных органах
РСФСР (ВЦИК) создавались специальные
представительства автономных республик, с 1920
г. они были переданы Наркомнацу (Народному
комиссариату по делам национальностей) РСФСР.
Одновременно создавались представительства
Наркомнаца при ЦИК автономных республик и
исполкомах автономных областей.
Вновь образовавшиеся национальные республики
группировались вокруг РСФСР как федеративного
центра. При этом они использовали ее
государственные и правовые модели. Шел поиск
экономических, политических и
государственно-правовых форм сотрудничества с
РСФСР.
ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции
общефедерального органа. В его состав были
включены представители других республик.
Наркоматы РСФСР руководили объединенными
отраслями народного хозяйства. Национальные
республики посылали своих представителей на
Всероссийские съезды советов, представители ЦИК
национальных республик делегировались в состав
ВЦИК РСФСР.
Наряду с этим с 1920 г. начала развиваться
система двусторонних межреспубликанских
договоров. В ноябре этого года был подписан
договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший
объединение ведомств и функций обороны,
экономики, внешней торговли, продовольствия,
транспорта, финансов и средств связи. В декабре
1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и
Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия,
в декабре 1920 г. — РСФСР и Армения, в мае 1921
г. — РСФСР и Грузия.
Дальний Восток был оккупирован японскими
войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское
государство пошло на создание в 1920 г.
буферного государства — Дальневосточной
республики (ДВР) с территорией к востоку от
Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и
Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное
собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом
повторялась Конституция РСФСР, но с
демократическими добавками (были провозглашены
свободы: собраний, печати, создания союзов и
обществ; личность, жилище и переписка граждан
объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть
наказан без суда). Когда Красная Армия
освободила Дальний Восток от войск интервентов и
белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное
собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило
передать власть Советам, отменило Конституцию и
все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой
присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября
ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.
В 1921 – 1922 гг. были ликвидированы таможенные
границы между республиками, и торговое
пространство стало рассматриваться как
внутригосударственное и единое. На общих
принципах строилось налоговое законодательство.
Республики осуществляли совместное
финансирование многих хозяйственных проектов.
Бюджеты республик формировались в рамках общего
бюджета. Законодательство РСФСР с согласия
республик действовало на их территориях.
СССР был создан как государство, а не
межгосударственное объединение, при этом
государство по его основным признакам
федеративное, а не унитарное (примечательно, что
РСФСР, унитарное по своей сути государство,
называлась федерацией, а СССР федерацией не
назывался). Но были и особенности: за
республиками было оставлено право выхода, что
соответствует принципам не федерации, а
конфедерации; с другой стороны, учреждение
объединенных наркоматов открывало возможности
для фактического расширения полномочий центра и
сдвига в ряде направлений к унитарному
государству. Особенностью устройства СССР была и
так называемая "двухэтажная" федерация в
отношении РСФСР. С современной точки зрения, это
неувязка чисто формальная, т. к. РСФСР являлась,
по сути, унитарным государством.
В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми
субъектами. Сначала произошло
национально-государственное размежевание в
Средней Азии. До этого на ее территории
существовали Хорезмская и Бухарская народные
советские республики, а также Туркестанская
АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках
прежнего административного деления, без учета
расселения народов Средней Азии.
К 1924 г. было в основном разгромлено
басмачество, и установилась относительно мирная
обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской
АССР, Курултаи Советов Бухары и Хорезма
принимают постановления о
национально-государственном объединении народов
Средней Азии. Было проведено размежевание и
созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в
СССР, а также Таджикская АССР в составе
Узбекской ССР и две автономные области:
Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской)
АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР.
В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г.
присоединением к Таджикской АССР из состава
Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного
преимущественно таджиками, был завершен процесс
объединения таджикских земель в единое
национальное государство. Была образована
Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление
ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда
Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе
СССР стало 7 членов.
VII съезд Компартии Белоруссии поставил вопрос о
включении в состав Белорусской ССР территорий
СССР, населенных преимущественно белорусами.
Было достигнуто соглашение ЦИКов РСФСР и БССР,
на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал
декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской
губернии, значительной части Гомельской губернии
и части Смоленской губернии, основное население
которых составляли белорусы. Территория
Белоруссии в результате увеличилась более чем в
два раза, а численность населения — с 1,5 млн.
до 4171 тыс. человек, из которых белорусы
составляли 70,4%.
В 1924 г. в составе Украинской ССР была
образована Молдавская АССР на левом берегу
Днестра (большая часть молдаван проживала на
территории Бессарабии, захваченной в 1918 г.
Румынией).
В состав СССР в декабре 1936 года входило 11
союзных советских социалистических республик:
РСФСР, Украинская, Белорусская, Казахская,
Туркменская, Узбекская, Киргизская, Таджикская,
Азербайджанская, Грузинская и Армянская.
Так происходило становление СССР, которой стал
приемником Российской Империи (если
рассматривать в геополитическом контексте), и,
как следствие, большие изменения на политической
карте мира.
Рис. 4
Образование СССР
Присоединение Прибалтики, образование
Карело-Финской и Молдавской ССР
Формально регион вышел из состава России в 1918
г., когда на территории северо-западных губерний
были провозглашены три независимые государства:
Эстония (заняла Эстляндскую и север Лифляндской
губерний), Латвия (Курляндская, юг Лифляндской,
запад Витебской губерний) и Литва (Ковенская,
Виленская, часть Сувалкской губернии, север
Гродненской губернии). Столицами трех новых
самостоятельных республик стали, соответственно,
Таллин (бывший Ревель), Рига и Вильнюс (бывший
Вильно). В 1920 г. Польша оккупировала примерно
треть провозглашенной государственной территории
Литвы, включая Вильнюс (так называемый Виленский
край). Столица Литвы была перенесена в Каунас
(бывший Ковно), который рассматривался в
качестве временной резиденции литовского
правительства вплоть до возвращения Вильнюса в
1939 г. В 1923 г. Литва приняла в свой состав
Клайпедскую (Мемельскую) область, до 1920 г.
бывшую частью Восточной Пруссии, а в 1920 – 1923
гг. находившуюся под контролем держав Антанты.
После некоторого периода стабилизации, с 1939 г.
в Прибалтике начались новые движения
государственных границ, связанные с приближением
Второй мировой войны. В марте этого года
Германия, готовившаяся к вторжению в Польшу,
силой вернула себе Клайпеду (Мемель) с
окрестностями, а в сентябре Литва получила
своеобразную компенсацию за эту потерю —
Виленский край. При этом граница между Литвой и
Белоруссией прошла значительно ближе к Вильнюсу,
чем это было в 1918 – 1920 гг.: Гродно, Лида,
Ошмяны, Сморгонь стали белорусскими, Сувалки
были оккупированы фашистской Германией (с 1945
г. Сувалки в составе Польши).
После нападения германских захватчиков на Польшу
и развала польского государства Советское
правительство 17 сентября 1939 отдало приказ
Красной Армии перейти государственную границу и
взять под защиту жизнь и имущество населения
Западной Украины и Западной Белоруссии,
отторгнутых панской Польшей в 1920 г. 17
сентября 1913 г. Красная Армия взяла под защиту
также Вильнюс и Вильнюсский край, которые были
возвращены Советским правительством Литве. 5
сессия Верховного Совета СССР (1 – 2 ноября
1939) удовлетворило просьбу народов Западной
Украины и Западной Белоруссией о принятии их в
Союз ССР. Западная Украина воссоединилась с
УССР, Западная Белоруссия — с БССР.
В сентябре – октябре 1939 г. СССР заключил
договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и
Литвой. Попытки правящих кругов этих стран
саботировать выполнение заключенных с СССР
пактов вызвали возмущение народов Прибалтики, в
результате чего в июне 1940 г.
буржуазно-националистического правительства,
после двадцатилетнего господства, были
свергнуты. 14 и 15 июля 1940 г. состоялись
выборы в Народные сеймы Литвы и Латвии и
Государственную думу Эстонии. В июле литовский,
латышский и эстонский народы восстановили в
своих странах Советскую власть. Образовались
Латвийская, Литовская и Эстонская Советские
Социалистические Республики, которые в августе
1940 г. добровольно вступили в состав Союза ССР.
В ноябре 1939 финская военщина по указке
фашистской Германии и реакционных сил других
стран спровоцировала войну с СССР. В ответ на
это Советский Союз вынужден был начать боевые
действия, чтобы обеспечить безопасность своих
северо-западных границ. Советские войска
прорвали мощную оборонительную линию и вынудили
Финляндию к капитуляции. Заключенный 12 марта
1940 советско-финляндский мирный договор
устанавливал между СССР и Финляндией новую
государственную границу, обеспечивающую
безопасность Ленинграда и Мурманска. К СССР был
присоединен Карельский перешеек с г. Выборгом
(Випури). 31 марта 1940 значительная часть
присоединенной территории была передана
Карельской АССР, преобразованной в
Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики
сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала
автономной республикой в составе РСФСР.
Из закона о преобразовании Карельской Автономной
Советской Социалистической Республики в союзную
Карело-Финскую Советскую Социалистическую
Республику:
"31 марта 1940 г.
Идя навстречу пожеланиям трудящихся Карельской
Автономной Советской Социалистической Республики
и руководствуясь принципом свободного развития
национальностей, Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик постановляет:
1. Территорию, отошедшую от Финляндии к СССР,
на основании мирного договора между СССР и
Финляндией от 12 марта 1940 г., за исключением
небольшой полосы, примыкающей непосредственно к
Ленинграду, передать в состав Карельской
Автономной Советской Социалистической
Республики, в том числе передать города: Выборг,
Антреа, Кексгольм, Сортавала, Суоярви,
Куолаярви.
2. Преобразовать Карельскую Автономную
Советскую Социалистическую Республику в союзную
Карело-Финскую Советскую Социалистическую
Республику.
3. Передать в распоряжение Карело-Финской
Советской Социалистической Республики
промышленные предприятия, расположенные на
территории, включаемой в состав Карелии,
согласно пункта первого настоящего Закона, за
исключением небольшого количества предприятий,
имеющих общесоюзное значение.
4. Просить Верховный Совет Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики и Верховный Совет Карело-Финской
Советской Социалистической Республики
представить на рассмотрение Верховного Совета
СССР, проект установления точной границы между
РСФСР и Карело-Финской ССР.
5. Провести в соответствии со статьями 34 и 35
Конституции (Основного Закона) СССР выборы
депутатов в Верховный Совет СССР от
Карело-Финской Советской Социалистической
Республики...
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.
Горкин
Москва, Кремль,
31 марта 1940 г."
26 июня 1940 Советское правительство предложило
Румынии возвратить СССР захваченную в 1918
Бессарабию и передать СССР северную часть
Буковины, населенную украинцами. 28 июня Румыния
приняла предложение СССР. В семью советских
народов влилось 3 млн. 700 тыс. новых граждан
(Бессарабии и Северной Буковины). Территория
Северной Буковины и часть уезда Бесарабии с
преобладанием украинского населения были
воссоединены с УССР. Большая часть Бесарабии
была воссоединены с Молдавской АССР, которая 2
августа 1940 была преобразована в Молдавскую
ССР.
Вторая мировая война и присоединение Сахалина
4 – 11 февраля 1945 года в Ливадии состоялась
Крымская (Ялтинская) конференция, в которой
приняли участие Сталин, Рузвельт и Черчилль. На
ней было согласовано проведение дальнейших
операций союзных армий, где Сталин подтвердил
свое обещание вступить в войну с Японией после
победы над Германией; СССР должен получить Южный
Сахалин и Курильские острова.
В ходе начавшейся 9 августа Маньчжурской
операции Квантунская армия была окружена и
расчленена. Однако ее части упорно
сопротивлялись даже после переданного 15 августа
по радио сообщения о капитуляции Японии. Лишь 19
августа началась массовая сдача японских войск в
плен. Развивая наступление, советские войска 22
августа взяли Порт-Артур и Дальний, от японцев
также были очищены южный Сахалин и Курильские
острова.
У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет
после окончания Второй мировой войны нет мирного
договора. Причина этого в том, что между Японией
и бывшим СССР не был урегулирован
территориальный вопрос. В Японии спорные острова
называют "Северными территориями", а в России —
"Южными Курилами".
После окончания войны вся территория Японии была
оккупирована союзными войсками. В результате
переговоров между союзниками территория
собственно Японии подлежала оккупации войсками
США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и
Курильские острова — советскими войсками. Что
касается Курил, то советские войска 18 августа
заняли остров Шумшу, а потом 27 августа,
продвинувшись до острова Уруп, южного конца
Курильской гряды, они развернулись назад от
данного острова. Но, узнав об отсутствии
американских войск на Северных территориях, в
период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп,
Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля
1946 года Сталин включил районы, находящиеся под
оккупацией, в состав территории своей страны.
Этот акт, совершенный до заключения мирного
договора, является нарушением международного
права и абсолютно не может быть оправдан. Можно
сказать, что этот акт аннексии породил проблему
Северных территорий.
Также по итогам Потсдамской конференции были
согласованы вопросы о передаче СССР Кёнигсберга
с прилегающими районами Восточной Пруссии.
Рис. 5
Границы России на Дальнем Востоке после Второй
мировой войны
Распад СССР
Распад СССР характеризуется самым ярким
изменением политической карты России (так же,
как и его образование), свидетелями которого мы
стали.
Роза политических ветров перестройки изменилась
в очередной раз. Разразился острейший кризис
сложившейся политической системы. Провозгласив
лозунг "Вся власть — Советам!", реформаторы даже
не задумывались над тем, что Советы, которые
перестали быть приводными ремнями КПСС, не в
состоянии организовать нормальный процесс
политического развития. Политический кризис
конца 1990 года — результат не столько
некомпетентности или саботажа, сколько отжившего
типа государственности.
1990 год ознаменовался односторонним решением
некоторых союзных республик (в первую очередь
прибалтийских) о самоопределении и создании
независимых национальных государств. Попытки
союзного центра экономическими мерами
воздействовать на эти решения, в конечном счете,
не имели успеха. По стране прокатилась волна
провозглашения суверенитетов союзных республик,
избрания в них своих президентов, введения новых
названий. Республики стремились избавиться от
диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР,
грозящая непредсказуемыми последствиями,
заставляла центр и республики искать путь к
компромиссам и соглашениям. Идея заключения
нового союзного договора была выдвинута
народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но
до середины 1989 г. она не находила поддержки ни
у политического руководства страны, ни у
народных депутатов, еще не освободившихся от
пережитков имперских настроений. В то время
многим казалось, что договор — не главное.
Окончательно центр "дозрел" до осознания
важности Союзного договора лишь после того, как
"парад суверенитетов" до неузнаваемости изменил
Союз, когда центробежные тенденции набрали силу.
Нельзя не упомянуть о путче в 1991 году,
поскольку он ускорил процесс развала СССР, то
есть после путча СССР прекратил фактически свое
существование.
Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание
нового Союзного договора подтолкнуло
консерваторов на решительные действия, так как
соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти,
постов и привилегий. Согласно секретной
договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и
Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой
стало известно председателю КГБ В. Крючкову,
после подписания договора предполагалось
заменить премьер-министра СССР В. Павлова, Н.
Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра
обороны, самого Крючкова и ряд других
высокопоставленных лиц.
Однако в ночь на 19 августа 1991 г. Президент
СССР М. С. Горбачев был насильственно отстранен
от власти. Группа высокопоставленных чиновников,
в которую входили вице-президент Г. Янаев,
председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д.
Язов, премьер-министр В. Павлов образовали
самозваный, неконституционный Государственный
комитет по чрезвычайному положению в СССР
(ГКЧП).
Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны,
главным образом в РСФСР, вводился режим
чрезвычайного положения, запрещались митинги,
манифестации, забастовки. Приостанавливалась
деятельность демократических партий и
организаций, газет, устанавливался контроль над
средствами массовой информации.
Но только три дня ГКЧП смог продержаться у
власти, с первых дней натолкнувшись на активное
сопротивление россиян.
События 19 – 21 августа 1991 г. изменили страну.
Ушла в прошлое перестройка как "революция
сверху" в рамках старой системы с ее ориентацией
на раз и навсегда сделанный социалистический
выбор.
Результатом августовских событий 1991 г. явился
распад СССР. Все попытки М. С. Горбачева
возобновить работу по подписанию нового Союзного
договора оказались безуспешными. Украина и
Белоруссия проголосовали за независимость своих
республик и отказались от подписания Союзного
договора. В этой ситуации объединение с другими
республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под
Минском президентами Украины, Белоруссии и
России было подписано Беловежское соглашение об
образовании Содружества Независимого Государств.
Позже к ним присоединились Казахстан и другие
республики (кроме Прибалтики и Грузии).
Подписанием этого договора заканчивалось
существование Советского Союза как единого
государства.
Рис. 6
Российская Федерация и бывшие союзные Республики
Административно-территориальное деление России
СССР и РСФСР, с одной стороны, и Российская
империя — с другой, де-юре имели разную
административно-территориальную структуру.
Унитарное государство превратилось в
федеративную структуру, создаваемую на
национальной основе. Но де-факто строились они
на одних и тех же принципах централистского
управления, свойственного унитарным
государствам. Дело в том, что конституционная
государственная структура СССР являлась лишь
декоративным фасадом совершенно иной власти —
ВКП(б) — КПСС. В структуре партийных комитетов
различных уровней, объединенных принципом
"демократического централизма", была
воспроизведена система управления бывшей
империи. Поэтому можно утверждать, что сугубо
унитарное, по сути, государство имело
формально-юридическую федеральную форму
территориального устройства.
В этой главе рассмотрим
административно-территориальное деление России
за прошедшее столетие, а также проследим за ее
изменениями в разные периоды развития нашей
страны, которых было три — Российская империя,
РСФСР и Российская Федерация.
Российская империя
Входя в состав Российской империи, территории не
теряли своего самоуправления. Право на
территориальное самоуправление содержится в
Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении
1649 г., Своде законов Российской империи.
Однако территории в Российской империи были
неравны в вопросах широты своего самоуправления.
Разнообразие форм децентрализованного управления
регионами России расширяло возможности
политического маневра центральной власти,
обеспечивало гибкость управления, не разрушая
при этом унитарного характера Российского
государства.
Другой особенностью
административно-территориального устройства
Российской империи до 1917 г. было
территориальное несовпадение зон ответственности
органов административного управления с районами
действий финансовых, судебных и военных ведомств
(за исключением генерал-губернаторов). Это
обеспечивало независимость правоохранительных
органов, финансового и судебного контроля от
нарушений законности и произвола местных органов
власти. Такая система препятствовала развитию
сепаратизма и коррупции.
Можно выделить три типа территорий в Российской
империи, различающихся степенью
самостоятельности.
Губернии Российской империи
Этот тип был характерен для территорий, на
которых проживало в основном русское население,
а также для Прибалтики, Закавказья, Туркестана.
На этих территориях при наличии управленческой
системы унитарного государства
(генерал-губернаторства) имелись и органы
самоуправления: сначала сословного, а позже —
земского. Эти структуры занимались вопросами
местного самоуправления, и их существование было
вполне совместимо со структурами унитарного
государства, так как их функции не пересекались.
Имперские структуры ведали вопросами
фискальными, промышленными, правоохранительными,
в то время как структуры самоуправления
занимались вопросами ведения и организации
местного коммунального хозяйства, культурной
жизни. Так, в Прибалтике действовали органы
местного бюргерства — городские магистраты, а
также приходские собрания, конвенты, ландтаги и
комитеты. В самой России вопросами местного
самоуправления занимались земства.
Нерусское население пользовалось широкими
правами и участвовало в управлении в тех
губерниях, в которых оно составляло большинство.
Так, значительные права были даны различным
сословиям Закавказья: грузинские дворяне
получили права русских дворян, знать за участие
в военных действиях получала высокие чины и
должности в центральных и местных органах власти
Империи. Широкие права имело высшее
мусульманское сословие Закавказья. Поэтому нет
оснований для суждений о дискриминации
нерусского населения.
Автономии Российской империи
Второй тип управления в унитарной России
представляли собой автономии Польши и Финляндии.
Польша имела собственную Конституцию и
законодательную власть — Сейм, который состоял
из Короля (российский император), Сената и
Посольской избы. Финляндия также имела свои
органы власти и управления, свою судебную
систему. Ее законодательство было обособлено от
законодательства Российской империи.
Протектораты Российской империи
Этот тип управления заключался в политике
протектората. Российская власть имела договоры о
покровительстве с Хивинским ханством, Бухарским
эмиратом и Урянхайским краем (нынешняя Тува). В
обмен на покровительство российской власти
передавались права внешних сношений и военной
защиты этих территорий, а русские купцы получали
права на льготную торговлю.
В таблице 1 представлено
административно-территориальное деление России
по состоянию на 1905 год с разбивкой губерний и
областей по макрорегионам, принятым российской
статистикой в начале XX века.
В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава
Приморской обл. были выделены самостоятельные
области — Камчатская (напомним, что она была
упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр —
Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на
юге Сибири к России была присоединена территория
нынешней Тувы под названием Урянхайский край в
составе Енисейской губернии. В 1914 г., кроме
губернского и областного деления, большинство
областей (они располагались обычно на окраинах
империи) входило в состав 4
генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского,
Степного, Туркестанского). Было 5 областей в
Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г.,
ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в
1905 г.). Области войска Донского, Уральская,
Тургайская были самостоятельными на правах
губерний.
РСФСР
РСФСР строилась как федерация, состоящая из
разнородных субъектов. С одной стороны, ее
образовывали автономные национальные
государственные образования, с другой — области
и края как территориальные единицы, не имевшие
автономии.
В период после октября 1917 г. в области
региональной политики существовало три основных
направления, одним из которых было районирование
и новое административно-территориальное
устройство, также целью национальной политики
советского времени было создание государственных
образований для нерусских национальностей в
местах их компактного проживания. При этом
зачастую автономии создавались в таких районах,
в которых русские составляли большинство. Только
в некоторых Северо-Кавказских автономиях,
Чувашии и Татарстане титульная национальность
была в большинстве. В таких же автономиях, как,
к примеру, Адыгея и Карелия, русские составляли
более 80 процентов населения.
Из созданных в 20-е годы автономий некоторые
стали впоследствии союзными республиками (к
примеру, Киргизская АССР), некоторые так и
остались автономиями, хотя оснований стать
союзными республиками имели не меньше
(Татарстан, Башкирия, Дагестан и некоторые
другие). Основными вехами развития
территориальных образований в РСФСР было
первоначальное создание крупных краев и
областей, затем их "разукрупнение".
Решение проблемы районирования и нового
административно-территориального устройства
вызревало, когда вся Россия была разбита на ряд
исторически сложившихся экономических районов, в
рамках которых проектировался подъем
промышленного производства на базе
преимущественного развития электроэнергетики.
Стали создаваться крупные экономические и
одновременно административно-территориальные
районы: Уральская область, Западно-Сибирский,
Восточно-Сибирский и Дальневосточный края,
которые соединяли промышленное и
сельскохозяйственное производства, образовывали
единые экономические комплексы. Создавались они
для сокращения перевозок, привлечения
дополнительных трудовых ресурсов,
структурирования экономического пространства
республики.
Однако административная система, элементами
которой были регионы — экономические комплексы,
противоречила национально-территориальному
делению республики. В результате было принято
решение о разукрупнении областей и краев.
Уральская область, например, в 1934 –1938 гг.
была разделена на четыре самостоятельных:
Свердловскую, Челябинскую, Обь-Иртышскую и
Пермскую, а в годы войны еще добавились
Курганская и Тюменская.
Этот период развития России, особенно с 1923 по
1929 гг., в контексте
административно-территориальных изменений
наиболее динамичен, так как в это время
государство было вынуждено усилить свою роль в
экономике и взять на себя выполнение многих
социальных функций.
В 1921 – 1922 гг. завершилось становление РСФСР.
Особенно широко образование автономных республик
и областей шло на Кавказе и в Сибири. В 1921 г.
были образованы Дагестанская, Горская (на
территории, где проживали чеченцы, осетины,
ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы) и
Крымская АССР, в 1922 г. Якутская АССР, в 1923
г. — Бурят-монгольская АССР и Карельская АССР
(преобразована из Карельской трудовой коммуны),
АССР немцев Поволжья (преобразована из
автономной области). 22 августа 1921 г.
образуется автономная область Коми, 1 июня 1922
г. — Ойротская автономная область. В 1921 г. из
Горской АССР выделился Балкарский округ и,
объединившись с созданной до этого Кабардинской
автономной областью, составил
Кабардино-Балкарскую автономную область. Затем
из Горской АССР выделился Чеченский округ, в
ноябре 1922 г. преобразованный в Чеченскую
автономную область. На карачаевской территории,
выделившейся из Горской АССР, и черкесской — из
Кубано-Черноморской области, 12 января 1922 г.
была создана Карачаево-Черкесская автономная
область. В 1926 г. из нее выделился Черкесский
национальный округ, преобразованный в 1928 г. в
Черкесскую автономную область в составе
Ставропольского края. 7 июля 1924 г. с
упразднением Горской АССР создаются
Северо-Осетинская и Ингушская автономные
области.
В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных
республик, 14 автономных областей, 63 губернии и
области. 21 апреля 1925 г. Чувашская автономная
область была преобразована в Чувашскую АССР.
Киргизская АССР была переименована в Казахскую
АССР, а Кара-Киргизская автономная область была
переименована в Киргизскую автономную область,
которая в 1926 г. была преобразована в
Киргизскую АССР. В 1928 г. создается Мордовский
округ в составе Средне-Волжского края. Для
народов Севера также стали создаваться
национальные округа. Первый такой округ,
Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г.
При помощи таблиц 2, 3, 4 проанализируем
динамику изменений
административно-территориального деления.
В дальнейшем динамика изменения
административно-территориального деления по
сравнению с 1923 – 1929 гг. была менее
интенсивна.
Российская Федерация
После распада СССР важной задачей того времени
стало сохранение территориальной целостности
России. В 1991 году возникла угроза распада:
республики, входившие в РФ, объявили о своем
суверенитете и отказе от статуса автономий.
Субъекты федерации требовали равноправия и
большей самостоятельности. Вносились предложения
о создании конфедерации взамен федерации.
Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли
курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный
бюджет ими задерживаются или прекращаются. В
условиях обострения экономического кризиса,
разрыва хозяйственных связей, обнищания
населения элита национальных республик
подогревала националистические чувства. К осени
1991 года все автономные республики
провозгласили себя суверенными государствами.
Большинство автономных областей заявило о своем
преобразовании в республики. Края и области
также начали свою борьбу за равноправие
субъектов Федерации. Судьба российской
государственности во многом определялась
противостоянием республиканских региональных
властей с федеральной властью. Угроза распада
России нарастала в течение всего 1992 года.
К лету 1992 десятки субъектов Федерации —
Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия,
Новосибирская, Тюменская области — задерживали
или прекращали перечисление налогов в
федеральный бюджет. Более того, они начали сами
устанавливать цены на товары, производимые на их
территории.
Отдельные субъекты Федерации все настойчивее
предлагали преобразовать ее в конфедерацию.
Ситуация осложнялась непоследовательностью
самого правительства. Советник по
межнациональным отношениям Г. В. Старовойтова,
например, считала, что полные суверенитеты всех
народов бывшего СССР — неизбежный этап
становления государства, а в перспективе РФ
превратиться в одну из форм конфедерации
(объединение государств при их полной
политической и юридической самостоятельности,
отсутствии центральной власти, общего
законодательства). Но эта точка зрения не нашла
поддержку в правительстве. В течение 1992 года
продолжалось финансовое субсидирование республик
взявших курс на отделение, несмотря на отказ
отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе
сепаратизма лежало желание республик
самостоятельно распоряжаться плодами своего
труда. И поэтому так болезненно воспринималось
то, что, например, в Татарии почти безвозмездно
проводилась перекачка нефти, в Якутии — алмазов.
Край, дающий более 80% алмазных поступлений
России, не был способен прокормить себя.
Первым серьезным шагом на пути сохранения
единства России стал Федеративный договор,
включивший в себя три близких по содержанию
договора о разграничении полномочий между
федеральными органами государственной власти и
органами субъектов Федерации всех трех типов
(республик, краев, областей, автономных областей
и округов, городов Москва и Санкт-Петербург).
Работа над этим договором началась еще в 1990
году, но шла очень медленно. Тем не менее, в
1992 году был подписан Федеральный договор между
субъектами Федерации (89 субъектов). С
некоторыми субъектами позднее были подписаны
договоры на особых условиях, расширяющих их
права, началось это с Татарстана.
Современная Россия, занимающая 1/7 часть земной
суши, едва ли не мировой рекордсмен по
усложненности политико-территориального деления:
89 субъектов Федерации весьма разнородны по
размерам территории, природным условиям,
численности и составу населения, уровню развития
экономики и культуры.
Федеративное устройство основано на
государственной целостности, единстве системы
государственной власти, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, равноправии
и самоопределении народов в РФ(26).
В состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика,
6 краев и 49 областей, 1 автономная область и 10
автономных округов, Москва и называемый "второй
столицей" город прямого подчинения центру
Санкт-Петербург.
Российская модель федерализма сочетает два
разных принципа: 51 субъект федерации выделен по
территориальному признаку, 38 — по
национальному. При этом автономные национальные
образования, будучи самостоятельными субъектами
Федерации, административно сами — подобно
русской матрешке — входят в состав других
субъектов (например, Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий автономные округа в составе
Тюменской области).
Экономические районы и субъекты Российской
Федерации
Северный район
Уральский район
Северо-Западный район
Западно-Сибирский район
Центральный район
Восточно-Сибирский район
Волго-Вятский район
Дальневосточный район
Центрально-Черноземный район
Северо-Кавказский район
Поволжский район
Рис. 7
Экономические районы и субъекты Российской
Федерации
· Северный район:
§ Республика Карелия;
§ Республика Коми;
§ Архангельская область;
§ Ненецкий автономный округ;
§ Вологодская область;
§ Мурманская область;
· Северо-Западный район:
§ Ленинградская область;
§ Новгородская область;
§ Псковская область;
§ город Санкт-Петербург;
· Центральный район:
§ Брянская область;
§ Владимирская область;
§ Ивановская область;
§ Калужская область;
§ Костромская область;
§ Московская область;
§ Орловская область;
§ Рязанская область;
§ Смоленская область;
§ Тверская область;
§ Тульская область;
§ Ярославская область;
§ город Москва;
· Волго-Вятский район:
§ Республика Марий Эл;
§ Республика Мордовия;
§ Чувашская Республика;
§ Кировская область;
§ Нижегородская область;
· Центрально-Черноземный район:
§ Белгородская область;
§ Воронежская область;
§ Курская область;
§ Липецкая область;
§ Тамбовская область;
· Поволжский район:
§ Республика Калмыкия;
§ Республика Татарстан;
§ Астраханская область;
§ Волгоградская область;
§ Пензенская область;
§ Самарская область;
§ Саратовская область;
§ Ульяновская область;
· Северо-Кавказский район:
§ Республика Адыгея;
§ Республика Дагестан;
§ Республика Ингушетия;
§ Кабардино-Балкарская Республика;
§ Карачаево-Черкесская Республика;
§ Республика Северная Осетия — Алания;
§ Чеченская Республика;
§ Краснодарский край;
§ Ставропольский край;
§ Ростовская область;
· Уральский район:
§ Республика Башкортостан;
§ Удмуртская Республика;
§ Курганская область;
§ Оренбургская область;
§ Пермская область;
§ Коми-Пермяцкий автономный округ;
§ Свердловская область;
§ Челябинская область;
· Западно-Сибирский район:
§ Республика Алтай;
§ Алтайский край;
§ Кемеровская область;
§ Новосибирская область;
§ Омская область;
§ Томская область;
§ Тюменская область;
§ Ханты-Мансийский автономный округ;
§ Ямало-Ненецкий автономный округ;
· Восточно-Сибирский район:
§ Республика Бурятия;
§ Республика Тыва;
§ Республика Хакасия;
§ Красноярский край;
§ Таймырский автономный округ;
§ Эвенкийский автономный округ;
§ Иркутская область;
§ Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ;
§ Читинская область;
§ Агинский Бурятский автономный округ;
· Дальневосточный район:
§ Республика Саха (Якутия);
§ Приморский край;
§ Хабаровский край;
§ Корякский автономный округ;
§ Амурская область;
§ Камчатская область;
§ Магаданская область;
§ Сахалинская область;
§ Еврейская автономная область;
§ Чукотский автономный округ;
§ Калининградская область.
Заключение
В результате всего вышеизложенного мы пришли к
выводу, что территории России (в смысле границы
государства) изменялись в результате внешних
катаклизмов, то есть войн, и как следствие —
территории либо присоединялись, либо мы их
теряли. Данная формула прослеживается во всех
войнах, в которых участвовала Россия с начала ХХ
века по 1945 год.
Административно-территориальное деление России в
периоды Российской империи, РСФСР и РФ имели
разную административно-территориальную
структуру, но строились они на одних и тех же
принципах централистского управления,
свойственного унитарным государствам и
государство имело формально-юридическую
федеральную форму территориального устройства.
Что касается этапов изменений
административно-территориального деления, то
здесь я бы выделил один главный этап — с 1918 –
1936 гг., когда происходило становление РСФСР, и
карта административно-территориального деления
интенсивно менялась.
Данная работа актуальна в свете того, что
сформировавшуюся систему ни в коей мере нельзя
расценить как устойчивую. Набор
административно-политических проблем и
противоречий в современной России настолько
широк, что отсроченная на старте преобразований
административная реформа становится настоятельно
необходимой. В ее подготовке и проведении важно
максимально использовать накопленный
исторический опыт.
Библиографический список
1. Хрестоматия по истории России с древнейших
времен до наших дней. Сост. Орлов А. С. — М.:
Проспект, 1999.
2. Короленков А. В., Гуленков К. Л. Готовимся
к экзамену по истории России. М.: Рольф, 2001.
3. Ионов И. Н. Российская цивилизация, IХ —
начало ХХ века. М.: Просвещение, 2001.
4. Отечественная история. ХХ век. Атлас. — М.:
Атка r, 1999.
5. История Первой мировой войны 1914 – 1918.
/Под ред. Ростунова И. И. — М.: Наука, 1975.
6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История
России, ХХ век. М.: Просвещение, 1995.
7. Борисов Н. С., Левандовский А. А., Щетинов
Ю. А. Ключ к истории Отечества. М.: Изд-во МГУ,
1993.
8. Тимошенко В. П. Эволюция территориального
устройства России. // ЧиновникЪ. 2001, №6.
9. Тархов С. А. Изменения
административно-территориального деления
постсоветского пространства. // География. 1999,
№ 34.
10. Большая советская энциклопедия. М.:
БСЭ, 1957.
11. Географический атлас для 9-го класса.
М., 1979.
12. Мунчаев Ш. Политическая история
России. М.: Олма-пресс, 1997.
13. Новая и новейшая история. /Под ред.
Поповой Е. И., Татариновой К. Н. — М.: Высшая
школа, 1984.
14. Региональная структура России в
геополитической и цивилизационной динамике.
Екатеринбург, 1995.
15. Тимошенко В. П. Эволюция
административного устройства и управления в
России: историческая ретроспектива и
современность. Екатеринбург, 2001.
16. Энциклопедия Гранат, Т. 40,
приложение, с. 36 – 37.
17. Административно-территориальное
деление СССР. М., 1930.
18. Административно-территориальное
деление РСФСР на 1 мая 1940 г. М.: Ведомости
Верховного Совета РСФСР, 1940.
19. Хорос В. Г. Русская история в
сравнительном освещении. М.: ЦГО, 1996.
20. История России. ХХ век. М.: АСТ,
1996.
21. Проблемы и перспективы. Развитие
федеративных отношений в России. // Независимая
газета, 20.01.98.
22. Родионова И. А.Политическая карта
мира. География мирового хозяйства. М.:
Московский лицей, 1996.
23. Конституция РФ.
24. Родионова И. А. Экономическая
география России. М.: Московский лицей, 2000.
25. Российская Федерация.
Социально-экономическая география: уч. Пособие
для студентов пед. ВУЗов. /Под ред. А. В.
Волгина. — М.: Школьная пресса, 2001.
Приложение
Таблица 1
Административно-территориальное деление России
по состоянию на 1905 год
Губернии Российской империи в начале XX в. (не
включены Финляндия, Царство Польское, Бухарское
и Хивинское ханства)
Губернии, области
Дата образования
Население, душ, 1847 г.
Площадь, км2, 1847 г.
Население, душ, 1905 г.
Площадь, км 2, 1905 г.
Европейская часть
Архангельская
1784
236 686
854 631
389 800
844 454
Астраханская
1785
328 776
157 500
1 146 700
235 786
Бессарабская
1818
811 821
47 195
2 236 900
44 399
Виленская
1796 (1801)
792 470
42 239
1 787 100
41 907
Витебская
1802
759 558
44 607
1 695 300
43 983
Владимирская
1778
1 140 335
47 470
1 711 600
48 743
Вологодская
1780
821 742
383 673
1 493 200
402 112
Волынская
1795
1 413 485
71 371
3 501 600
71 736
Воронежская
1779
1 658 704
66 580
3 023 600
65 892
Вятская
1780
1 565 285
137 675
3 496 100
153 652
Гродненская
1801
874 230
38 108
1 807 000
38 579
Область войска Донского
1870 (1775)
704 300
162 071
3 066 200
164 539
Екатеринославская
1783 (1802)
925 518
66 414
2 659 800
63 393
Казанская
1781
1 370 380
62 119
2 462 800
63 677
Калужская
1776
996 196
31 555
1 278 000
30 928
Киевская
1781
1 730 124
50 279
4 148 900
50 957
Ковенская
1842
912 103
41 743
1 681 500
40 189
Костромская
1778
1 003 033
82 385
1 567 600
83 995
Курляндская
1795
516 545
27 260
708 700
27 024
Курская
1779
1 773 806
45 047
2 752 000
46 454
Лифляндская
1783
777 183
46 810
1 399 000
45 515
Минская
1793
1 010 965
89 323
2 539 100
91 213
Могилёвская
1777 (1802)
860 410
48 682
1 992 600
47 949
Московская
1781
1 502 564
32 436
2 656 300
33 271
Нижегородская
1779
1 104 794
48 241
1 799 500
51 252
Новгородская
1776
711 970
121 870
1 532 000
118 538
Олонецкая
1784 (1801)
255 491
153 260
398 400
127 822
Оренбургская
1796 (1781)
1 706 837
372 989
1 795 500
189 717
Орловская
1778
1 458 542
47 250
2 336 800
46 724
Пензенская
1780
974 574
37 998
1 677 300
38 839
Пермская
1781
1 585 425
334 440
3 406 900
330 212
Подольская
1795
1 540 254
42 569
3 482 300
42 017
Полтавская
1802
1 688 354
49 343
3 263 400
49 894
Псковская
1777
714 481
44 552
1 263 800
43 194
Рязанская
1778
1 286 519
42 184
2 074 600
41 929
Самарская
1851
—
—
3 206 800
151 040
Санкт-Петербургская
1780
971 503
53 363
2 475 400
44 613
Саратовская
1780
1 746 717
194 122
2 812 400
84 491
Симбирская
1780
1 201 439
72 417
1 750 600
49 493
Смоленская
1775
1 066 064
56 116
1 746 200
56 003
Таврическая
1784 (1802)
584 434
64 046
1 602 700
60 375
Тамбовская
1779
1 649 686
66 194
3 124 100
66 586
Тверская
1775
1 315 291
67 351
2 037 200
64 681
Тульская
1777
1 264 399
29 407
1 626 200
30 959
Уфимская
1865
—
—
2 566 900
122 005
Харьковская
1780 (1796, 1835)
1 454 490
54 244
2 919 700
54 493
Херсонская
1803 (1795, 1802)
967 323
73 353
3 215 700
70 799
Черниговская
1802
1 409 083
55 015
2 693 800
52 396
Эстляндская
1783
285 283
20 706
449 400
19 695
Ярославская
1777
1 005 479
36 291
1 166 800
35 541
Кавказ
Бакинская
1859 (1846)
—
—
851 000
39 007
Батумская обл.
1878
—
—
155 800
6 975
Дагестанская обл.
1860
—
—
599 200
29 708
Елисаветпольская
1868
—
—
942 600
44 044
Kарсская обл.
1878
—
—
343 500
18 747
Кубанская обл.
1860
—
—
2 223 490
94 903
Кутаисская
1846
1 020 700
29 347
Ставропольская
1847 (1785)
432 381
145 936
989 400
53 490
Терская обл.
1860
—
—
1 023 700
72 260
Тифлисская
1846
…
…
1 138 400
44 844
Черноморская
1896
—
—
70 000
6 675
Эриванская
1849
—
—
901 900
27 777
Сибирь
Амурская обл.
1858
—
—
143 700
447 593
Енисейская
1822
649 000
2 542 212
Забайкальская обл.
1851
—
—
734 500
594 422
Иркутская
1783
527 207
…
544 100
726 270
Камчатская обл.
1909
—
—
…
1 301 202
Приморская обл.
1856
—
—
246 800
1 845 488
Сахалин (область)
1909 (1884)
—
—
28 113 (1897)
75 975
Тобольская
1782
831 151
…
1 626 500
1 387 483
Томская
1804
566 589
…
2 327 500
847 328
Якутская обл.
1805
…
…
295 900
3 963 123
Средняя Азия
Акмолинская обл.
1854 (1868)
—
—
778 200
582 908
Закаспийская обл.
1881
—
—
392 200
553 851
Самаркандская обл.
1887
—
—
1 002 200
68 960
Семипалатинская обл.
1854
—
—
728 000
461 822
Семиреченская обл.
1867
—
—
1 070 600
374 363
Сырдарьинская обл.
1867
—
—
1 756 200
502 811
Тургайская обл.
1859 (1868)
—
—
504 400
439 840
Уральская обл.
1868 (1845)
—
—
725 300
356 567
Ферганская обл.
1876
—
—
1 794 700
91 799*
* Без Памира
Таблица 2
Губернии, области, АССР в составе РСФСР в мае
1923 г.
Губернии, области, АССР (центр, столица)
Дата образования*
Площадь, км2
Население, тыс. чел.
Европейская часть
3 790 595
69 429
Архангельская
26.03.1784
472 140
394
Астраханская
12.12.1796
21 087
393
Башкирская АССР (Уфа)
23.03.1919
154 276
2913
Брянская
01.04.1920
41 732
1127
Витебская
27.02.1802
40 064
1413
Владимирская
01.09.1778
38 466
1319
Вологодская
25.01.1780
114 561
977
Воронежская
25.09.1777
65 333
3308
Вотская АО (Ижевск)
04.11.1920
28 939
710
Вятская
11.09.1780
109 964
2217
Гомельская
11.07.1919
55 418
2228
Екатеринбургская
15.07.1919
156 148
2008
Зырянская (Коми) АО (Усть-Сысольск)
22.08.1921
374 384
211
Иваново-Вознесенская
20.06.1918
29 999
868
Калмыцкая АО (Астрахань)
04.11.1920
98 941
126
Калужская
24.08.1776
26 507
1071
Карельская АССР (Петрозаводск)
08.06.1920
118 178
212
Костромская
05.09.1778
39 654
717
Крымская АССР (Симферополь)
18.10.1921
38 557
601
Курская
23.05.1779
46 454
2821
Марийская АО (Краснококшайск)
04.11.1920
18 877
328
Московская
05.10.1781
43 278
3654
Мурманская
13.06.1921
148 179
17
Трудовая коммуна Немцев Поволжья (Марксштадт)
19.10.1918
24 940
607
Нижегородская
05.09.1779
83 478
2501
Новгородская
24.08.1776
52 095
937
Орловская
05.09.1778
27 100
1593
Пензенская
15.09.1780
47 730
2088
Пермская
27.01.1781
165 941
1800
Петроградская
01.01.1780
63 612
2106
(1914)
Псковская
24.08.1776
61 958
1311
Рязанская
24.08.1778
46 600
2483
Самарская
01.01.1851
104 013
2574
Саратовская
07.11.1780
91 210
2744
Северо-Двинская (Великий Устюг)
24.07.1918
101 965
658
Симбирская
15.09.1780
38 435
1491
Смоленская
25.11.1775
60 929
2245
Тамбовская
16.09.1779
46 816
2691
Татарская АССР (Казань)
27.05.1920
66 052
2780
Тверская
25.11.1775
61 821
2073
Тульская
19.09.1777
28 456
1666
Царицынская
29.03.1919
101 260
1235
Челябинская
27.08.1919
121 784
1433
Череповецкая
10.06.1918
63 185
658
Чувашская АО (Чебоксары)
24.06.1920
17 196
749
Ярославская
03.08.1777
32 880
1313
Юго-Восток
338 588
7666
Горская АССР (Владикавказ)
20.01.1921
Чеченская АО (Грозный)
30.11.1922
32 492
620
Кабардино-Балкарская АО (Нальчик)
01.09.1921
185
(16.01.1922)
Дагестанская АССР (Махач-Кала)
20.01.1921
58 918
884
Донская обл. (Ростов-на-Дону)
20.03.1920
72 276
1515
Карачаево-Черкесская АО (Баталпашинск)
12.01.1922
10 656
163
Кубано-Черноморская обл. (Краснодар)
07.12.1920
89 219
2755
Ставропольская
02.05.1847
36 391
908
(05.05.1785)
Терская (Георгиевск)
20.01.1921
35 631
546
(19.11.1860)
Черкесская (Адыгейская) АО (Краснодар)
27.07.1922
3 005
90
Сибирь
11 090 318
9544
Алтайская (Барнаул)
24.04.1917
127 057
1655
Бурят-Монгольская АССР (Верхнеудинск)
30.05.1923
69 857
118
Енисейская (Красноярск)
26.01.1822
2 556 550
1222
Иркутская
06.03.1783
844 792
771
Камчатская (Петропавловск-Камчатский)
1909
1 301 202
42 (1916)
Ново-Николаевская
13.06.1921
143 959
1331
Ойратская АО (Улала)
01.06.1922
94 551
79
Омская
27.08.1919
250 114
1746
Томская
26.02.1804
410 947
1112
Тюменская
27.08.1919
1 215 521
1202
Якутская АССР
27.04.1922
3 768 510
267
Дальневосточная республика
06.04.1920—
1 670 643
1812
15.12.1922
Амурская (Благовещенск)
1920
…
…
Забайкальская (Чита)
1920
…
…
Приамурская (Хабаровск)
01.01.1923
…
…
Прибайкальская (Верхнеудинск)
01.01.1923
…
…
Приморская (Владивосток)
1920
…
…
Сахалинская обл. (Александровск)
В августе 1920 г. занята японскими войсками
Киргизская АССР
26.08.1920
2 208 934
5105
Адаевский уезд
20.08.1920
291 847
101
(передан из Закаспийской обл.)
Акмолинская
04.11.1868
500 695
1298
Актюбинская
28.05.1921
277 868
588
Букеевская (Ханская Ставка, бывшая Урда)
01.07.1917
78 569
240
Кустанайская
28.05.1921
287 879
437
Оренбургская
22.09.1920
48 463
644
Семипалатинская обл.
1854
542 384
1239
Уральская обл.
04.11.1868
181 230
558
Туркестанская АССР
30.04.1918
1 478 453
7201
(11.04.1921)
Амударьинская обл.
12.1920
110 498
…
Джетысуйская (Алма-Ата)
11.07.1867
374 363
…
Самаркандская обл.
01.01.1887
68 961
…
Сыр-Дарьинская обл. (Ташкент)
11.07.1867
392 313
…
Туркменская обл.
07.08.1921
388 627
…
(быв. Закаспийская) (Полторацк)
(06.05.1881)
Ферганская обл. (Скобелев)
19.02.1876
143 692
…
Таблица 3.
Области, края, АССР и АО в составе РСФСР в мае
1930 г.
Области, края, АССР, АО (центр, столица)
Дата образования
Площадь, км2
Население, тыс. чел., на 01.04.1930
Башкирская АССР (Уфа)
23.03.1919
151 840
2897,7
Бурят-Монгольская АССР (Верхнеудинск)
30.05.1923
376 391
558,4
Дагестанская АССР (Махачкала)
20.01.1921
55 272
812,1
Дальне-Восточный край (Хабаровск)
04.01.1926
2 333 537
1510
В т. ч. округа Камчатский
(Петропавловск—Камчатский)
1 024 630
35,0
Сахалинский (Александровск-Сахалинский)
37 988
11,9
Западная обл. (Смоленск)
14.01.1929
163 827
6778,4
Ивановская Промышленная обл. (Иваново)
14.01.1929
124 369
4503,7
Казакская АССР (Алма-Ата)
26.08.1920
(09.04.1925)
2 852 619
7077,6
В т. ч. Гурьевский округ
15.08.1928
78 384
…
Каркаралинский округ
15.08.1928
173 316
…
Кара-Калпакская АО (Турткуль)
16.02.1925
124 000
329,9
Карельская АССР (Петрозаводск)
08.06.1920
145 226
284
Киргизская АССР (Фрунзе)
14.10.1924
(01.02.1926)
195 237
1083,5
Крымская АССР (Симферополь)
18.10.1921
25 881
791,6
Ленинградская обл.
01.08.1927
341 416
5994,8
В т. ч. Мурманский округ
18.08.1927
128 600
23,0
Московская обл.
14.01.1929
(03.06.1929)
162 000
11 068,9
Нижегородский край
14.01.1929
(15.07.1929)
270.000
7771,2
В т. ч. Вотская АО (Ижевск)
04.11.1920
30 614
784,1
Марийская АО (Йошкар-Ола)
04.11.1920
22 413
482,1
Чувашская АССР (Чебоксары)
24.06.1920
(21.04.1925)
18 300
924,4
Нижне-Волжский край (Саратов)
21.05.1928
(11.06.1928)
333 978
5847,7
В т. ч. Калмыцкая АО (Элиста)
04.11.1920
74 513
152,0
АССР Немцев Поволжья (Энгельс)
19.10.1918
(09.12.1923)
27 152
631,6
Северный край (Архангельск)
14.01.1929
1 119 100
2445,1
В т. ч. Коми (Зырянская) АО (Сыктывкар)
22.08.1921
374 384
211
Ненецкий национальный округ (Тельвисочное)
15.07.1929
205 750
13,3
Северо-Кавказский край (Ростов-на-Дону)
17.10.1924
293 616
9209,3
В т. ч. Адыгейская АО (Краснодар)
27.07.1922
3015
113,7
Ингушская АО (Владикавказ)
07.07.1924
3193
75,1
Кабардино-Балкарская АО (Нальчик)
01.09.1921
(16.01.1922)
11 550
204,0
Карачаевская АО (Микоян-Шахар)
26.04.1926
(12.01.1922)
8412
64,6
Северо-Осетинская АО (Владикавказ)
07.07.1924
6306
152,4
Черкесская АО (Баталпашинск)
30.04.1928
(26.04.1926;
12.01.1922)
1403
37,0
Чеченская АО (Грозный)
30.11.1922
11 500
415,6
Сибирский край (Новосибирск)
25.05.1925
4 873 236
10 490,0
В т. ч. Ойратская АО (Улала)
01.06.1922
90 358
99,8
Средне-Волжский край (Самара)
14.05.1928
(20.10.1929)
236 000
7468,3
В т. ч. Мордовская АО (Саранск)
10.01.1930
26 000
1298,3
Татарская АССР (Казань)
27.05.1920
67 363
2664,0
Уральская обл. (Свердловск)
03.11.1923
1 709 751
7554,8
В т. ч. Коми-Пермяцкий национальный округ
(Кудымкар)
26.02.1925
22 300
152,6
Центрально-Черноземная обл. (Воронеж)
14.05.1928
191 941
11 824,8
Якутская АССР (Якутск)
27.04.1922
3 937 200
288,3
Таблица 4
Области, края, АССР и АО в составе РСФСР на 1
мая 1940 г.
ОБЛАСТИ, КРАЯ, АССР, АО (ЦЕНТР, СТОЛИЦА)
Дата образования
Площадь, тыс. км 2
Население, тыс. чел. (17.01.1939)
Число сельских районов
Алтайский край (Барнаул)
28.09.1937
291,6
2520,0
67
В т. ч. Ойротская АО (Ойрот-Тура)
01.06.1922
93,1
161,4
10
Архангельская обл.
23.09.1937
652,0
1199,2
31
В т. ч. Ненецкий национальный округ (Нарьян-Мар)
15.07.1929
214,5
…
3
Башкирская АССР (Уфа)
23.03.1919
140,5
3144,7
62
Бурят-Монгольская АССР (Улан-Удэ)
30.05.1923
331,4
542,2
17
Вологодская обл.
23.09.1937
150,0
1662,3
42
Воронежская обл.
13.06.1934
67,5
3551,0
81
Горьковская обл.
05.12.1936
89,2
3876,3
61
Дагестанская АССР (Махачкала) *
20.01.1921
35,0
930,5
34
Ивановская обл.
11.03.1936
(14.01.1929)
63,4
2650,4
42
Иркутская обл.
5.12.1936
(26.09.1937)
899,6
1286,7
30
В т. ч. Усть-Ордынский Бурят-Монгольский
национальный округ (Усть-Ордынский)
26.09.1937
18,1
…
4 аймака
Кабардино-Балкарская АССР
(Нальчик)
01.09.1921
(16.01.1922;
05.12.1936)
12,3
359,2
16
Калининская обл.
29.01.1935
106,4
3211,4
70
В т. ч. Опочецкий округ
11.05.1937
11,4
…
8
Калмыцкая АССР (Элиста)
4.11.1920
(20.10.1935)
74,2
220,7
13
Кировская обл.
07.12.1934
(05.12.1936)
105,5
2226,1
50
Коми АССР (Сыктывкар)
22.08.1921
(05.12.1936)
374,9
319,0
15
В т. ч. Печорский округ (Усть-Уса)
25.02.1936
180,7
…
3
Краснодарский край
13.09.1937
80,6
3172,9
79
В т. ч. Адыгейская АО (Майкоп)
27.07.1922
3,9
241,8
7
Красноярский край
07.12.1934
2143,8
1940,0
57
В т. ч. Таймырский (Долгано-Ненецкий)
национальный округ (Дудинка)
10.12.1930
742,6
…
4
Хакасская АО (Абакан)
20.10.1930
58,6
270,6
7
Эвенкийский национальный округ (Тура)
10.12.1930
541,6
…
3
Крымская АССР (Симферополь)
18.10.1921
26,0
1126,8
26
Куйбышевская обл.
14.05.1928
(20.10.1929;
05.12.1936)
86,7
2767,6
59
Курская обл.
13.06.1934
54,7
3196,8
66
Ленинградская обл.
01.08.1927
143,7
6435,1
66
В т. ч. Кингисеппский округ
22.03.1935
7,4
…
3
Псковский округ
22.03.1935
16,9
…
12
Марийская АССР (Йошкар-Ола)
04.11.1920
(05.12.1936)
23,3
579,5
18
Молотовская обл. (до 08.03.1940 — Пермская)
03.10.1938
167,0
2082,2
39
В т. ч. Коми-Пермяцкий национальный округ
(Кудымкар)
26.02.1925
29,3
…
6
Мордовская АССР (Саранск)
10.01.1930
(20.12.1934)
25,5
1188,6
30
Московская обл.
14.01.1929
(03.06.1929)
49,4
8918,4
56
Мурманская обл.
28.05.1938
138,9
291,2
9
АССР Немцев Поволжья (Энгельс)
19.10.1918
(09.12.1923)
28,2
605,5
22
Новосибирская обл.
28.09.1937
613,4
4022,7
75
В т. ч. Нарымский округ (Колпашево)
10.06.1932
305,7
…
13
Омская обл.
7.12.1934
1440,5
2366,6
69
В т. ч. Остяко-Вогульский округ
(Остяко-Вогульск)
10.12.1930
584,8
…
6
Ямало-Ненецкий национальный округ (Салехард)
10.12.1930
633,6
…
6
Тарский округ (Тара)
15.11.1933
76,0
…
9
Тобольский округ
10.12.1935
98,0
…
6
Орджоникидзевский край (Ворошиловск, ныне
Ставрополь)
17.10.1924
(10.01.1934)
102,4
1949,4
56
В т. ч. Карачаевская АО (Микоян-Шахар)
26.04.1926
(12.01.1922)
10,8
149,9
6
Кизлярский округ
22.02.1938
23,3
…
5
Черкесская АО (Черкесск)
30.04.1928
(26.04.1926;
12.01.1922)
3,3
92,5
5
Орловская обл.
27.09.1937
65,4
3482,4
65
Пензенская обл.
04.02.1939
44,5
1708,7
38
Приморский край (Владивосток)
20.10.1938
206,6
907,2
26
В т. ч. Уссурийская обл. (Ворошилов)
22.07.1934
109,9
…
18
Ростовская обл. (Ростов-на-Дону)
13.09.1937
100,7
2894,0
65
Рязанская обл.
26.09.1937
46,0
2265,9
49
Саратовская обл.
10.01.1934
(05.12.1936)
82,4
1798,8
49
Свердловская обл.
17.01.1934
193,0
2512,2
40
Северо-Осетинская АССР (Орджоникидзе)
07.07.1924
(05.12.1936)
6,2
328,9
11
Смоленская обл.
27.09.1937
72,2
2690,8
54
Сталинградская обл.
10.01.1934
(5.12.1936)
135,4
2289,0
66
В т. ч. Астраханский округ
16.07.1937
32,3
…
8
Тамбовская обл.
27.09.1937
35,6
1882,1
42
Татарская АССР (Казань)
27.05.1920
67,1
2919,4
63
Тульская обл.
26.09.1937
31,9
2049,9
39
Удмуртская АССР (Ижевск)
04.11.1920
(28.12.1934)
38,9
1220,0
37
Хабаровский край
20.10.1938
2572,0
1430,9
56
В т. ч. Еврейская АО (Биробиджан)
07.05.1934
36,8
108,4
4
Амурская обл. (Благовещенск)
20.10.1932
213,8
…
16
Камчатская обл. (Петропавловск-Камчатский)
20.10.1932
1153,3
…
15
в т. ч. Корякский национальный округ (Палана)
10.12.1930
310,8
…
4
в т. ч. Чукотский национальный округ (Анадырь)
10.12.1930
660,6
…
5
Нижне-Амурская обл. (Николаевск-на-Амуре)
20.10.1932
549,6
…
6
Сахалинская обл. (Александровск-Сахалинский)
20.10.1932
40,7
…
5
Челябинская обл.
17.01.1934
162,5
2802,9
61
Чечено-Ингушская АССР (Грозный)
30.11.1922
(15.01.1934;
15,7
697,4
23
05.12.1936)
Читинская обл.
5.03.1934
(26.09.1937)
720,0
1159,5
31
В т. ч. Агинский Бурят-Монгольский национальный
округ (Агинское)
26.09.1937
27,8
…
—
Чкаловская обл. (до 26.12.1938 — Оренбургская)
07.12.1934
123,8
1677,0
50
Чувашская АССР (Чебоксары)
24.06.1920
(21.04.1925)
17,9
1077,6
28
Якутская АССР (Якутск)
27.04.1922
3030,9
400,5
38
В т. ч. Алданский округ (Алдан)
08.04.1939
338,2
…
4
Ярославская обл.
11.03.1936
63,1
2271,3
36
|